Развитие эмпирической психологии в Англии и Франции в 17-18 века

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема IV.  Развитие  эмпирической  психологии  в  Англии и Франции в 17-18 вв.

1. Составить библиографический список по теме, включающий монографии и первоисточники.

  1. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии. - М, 1992.
  1. Гоббс Т. «Левиафан» М., 1936.
  1. Декарт Р. «Страсти души» // Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1.
  1. Дидро Д. Избр. филос. произв. - М., 1941.
  1. Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях. - М., 1935.
  1. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разума. - М.-Л., 1936.
  1. Лейбниц Г.В. «Монадология» // Соч.: В 4 т. Т.1. М., 1982.
  1. Локк Д. Избр. филос. произв. В 2-х т. - М, 1960.
  1. Локк Дж. «Опыт о человеческом разумении» // Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985.
  1. Немов Р.С. психология в 3 кн. - М., 1995.
  1. Психология: Словарь. 2-е изд. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М, 1990.
  1. Спиноза Б. «Этика». М., 1936
  1. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.

2.  Письменно ответить на следующие вопросы:

Вопрос: Заслуги Гоббса и Спинозы в провозглашении и защите принципа детерминизма в психологии. Как можно оценить распространение ими законов механики на объяснение душевных явлений: как прогресс или как тормоз в развитии научных взглядов на психику? (Обоснуйте свой ответ.)

 


Ответ: Современные исследования людей как социальных существ восходят к английскому мыслителю Томасу Гоббсу (1588-1679). Он был приверженцем новой механико-математической философии и атеистом. Гоббс задался главным вопросом психологии: на каких животных были бы похожи люди, если бы жили вне культуры и общества? Он полагал, что у него есть эмпирически проверенный ответ. Пережив ужасы гражданской войны в Англии, в ходе которой не функционировали правительственные институты, Гоббс пришел к выводу, что в отсутствие правительства существовало бы состояние «войны всех против всех», а жизнь человека была бы «одинокой, порочной, жестокой и короткой». Он утверждал, что человек по своей природе склонен к насилию и нуждается в контроле со стороны сильного, даже авторитарного правительства. Более того, Гоббс считал нравственный авторитет химерой; единственная реальность, по его мнению, — сила. Нелицеприятный анализ человеческих мотивов и человеческого общества, проведенный Гоббсом, и мысль о том, что мораль всего лишь иллюзия, с тех пор постоянно привлекает ученых-обществоведов. Его влияние сохранилось и в психологических заключениях относительно природы человека.

Вызов, брошенный Гоббсом, породил сильную ответную реакцию, в основе которой лежало иное понимание человеческой природы.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677) был монистом (утверждал наличие единой субстанции, которой в его системе была природа, вездесущая и вечная). Природу человек познает через ее атрибуты (свойства), из бесконечного количества которых нам доступны мышление и протяженность. Познание любого из них есть познание природы в целом. Таким образом, раз мышление - свойство природы, значит, природа у Спинозы одухотворена. Эта идея всеобщей одухотворенности называется гилозоизмом.

По мнению Спинозы, есть единая субстанция, а все вещи и процессы - ее состояния (модусы), которые могут вступать в связи и объединяться. Человек - сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом. В свою очередь душа понимается как ум, как модус мышления, состоящий из модусов-идей. Душа есть идея человеческого тела и неотделима от него. Однако душа зависит от тела. Часть духа бессмертна (здесь Спиноза согласен с Аристотелем), но индивидуальность гибнет вместе с телом. Душа как бы служит телу, стремится к образом того, что приятно телу, и отвергает образы неприятного.

Закон связи идей по Спинозе: «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» - с этим связана память. «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» . Это правило в современной науке называют законом ассоциации. т.е. специфической связи между идеями. Таким образом, содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом, а связь идей определяется законом телесных взаимодействий. Этот принцип стал ведущим в так называемой ассоцианистической психологии, главенствующей до начала 20-го века.

Вопрос: Лейбниц выдвинул понятие бессознательного в психике (перцепция - неосознанное восприятие, апперцепция - осознанное) и, будучи идеалистом, считал, что вселенная построена из множества душ. Тем не менее именно с идеалистических позиций он внес много нового в научную психологию. Что именно и почему это ему удалось лучше, чем материалистам

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
86 Kb
Скачали:
0