Жизнь и искусство Виктора Михайловича Васнецова

Страницы работы

Фрагмент текста работы


ПЛАН


Введение

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) , российский живописец. Передвижник. Жанровые картины ("С квартиры на квартиру", 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок ("После побоища", 1880, "Аленушка", 1881, "Богатыри", 1881-98).

Выступал как театральный художник ("Снегурочка" А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).

Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн. Годы учебы Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств.

С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок (ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК, 1870-1923, российское объединение художников-реалистов (см. Передвижники), основано в Санкт-Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. Товарищество развернуло просветительскую деятельность; с 1871 устроило 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и др. городах).

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь, вводят нас в мир своей поэзии, своих образов.

И как бы ни менялись со временем наши вкусы и суждения об искусстве, имя этого художника, его картины остаются нам дороги и близки как неотъемлемая часть нашей национальной культуры.

Творческий путь Васнецова начался в 1870-х годах, когда вступали в жизнь его знаменитые современники и ровесники – И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов и другие, когда русская публика с восторгом следила за успехами молодого реалистического искусства и «валом валила» на выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Это был период высокого общественного подъема. Основу творчества передовых русских художников, писателей, музыкантов, лучших представителей отечественной науки составляли благородные идеи служению народу, стремления постичь его жизнь и характер.

1. Ранний период

Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин - петербургская беднота, напр., чета обнищавших стариков, меняющая жилище ("С квартиры на квартиру", 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина "Преферанс" (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.

Помощь Васнецову оказал Мамонтова: Васнецов терпел после переезда в Москву постоянные неудачи. За участие в Передвижной выставке 1878 г. он не получил ни гроша.

"Сижу без денег, - пишет он Крамскому, - и даже взаймы негде взять". В молодой, еще мало известный кому талант надо поверить, в финансировании его есть определенный риск.

Савва Иванович заказывает ему рисунки для издания альбома, в котором должны быть представлены работы лучших художников того времени. Деньгами, полученными за заказ, Васнецов расплачивается с многочисленными кредиторами и может теперь уже спокойно завершить свою первую картину в новом стиле "После побоища Игоря Святославовича с половцами". И в дальнейшем Мамонтов продолжает покупать его картины, показывая пример московскому обществу.

Это делает Васнецову рекламу: "Покровительство Саввы Ивановича было для Москвы решающим, - вспоминает И. Грабарь, - а его мнение - наиболее авторитетным".

Постепенно вокруг Мамонтова образуется содружество художников, свободных от каких-либо эстетических манифестов и догм, вошедшее в историю русской культуры под названием Мамонтовского, или Абрамцевского кружка. В этой деятельности Савву Ивановича поддерживала жена.

Связующим началом Абрамцевского кружка стал домашний театр, в котором участвовали не только художники, музыканты, артисты, но и родственники, друзья и гости Мамонтовых. Пьесы для постановки хозяин дома сочинял сам, иногда не успевал к сроку и дописывал во время репетиций, совмещая роль автора, режиссера и актера. Декорации и костюмы делали художники, открывая для себя театральную живопись.

Домашние спектакли перешли в серьезное увлечение, Савва Иванович в 1885 г. открыл в Москве свой театр - Русскую оперу. Императорский театр прозябал в то время в "консерватизме и рутине

Похожие материалы

Информация о работе