Изобретательское творчество в системе образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 

Изобретательское творчество в системе образования

В последнее время большое внимание в системе образования уделялось теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а также эвристике. Теории несомненно интересные для целого ряда предметов и дисциплин. Они позволяют решать задачи на уровне известных изобретений - уровне достаточно высоком, но для разработки новых изобретений эти теории не пригодны, так как по критерию новизны не признаются изобретениями.

Для курса "Изобретательское творчество" ("ИТ") была разработана учебная программа "ИТ", учитывающая естественную изобретательность, присущую людям.

Работа по разработке программы началась в Проблемной научно-исследовательской лаборатории бионики Казанского университета в 1982 году. Первый вариант программы апробирован в 1983 году в группе из 14 студентов 4 курса Казанского университета физического факультета. Из них 9 студентов получили 2 авторских свидетельства СССР на изобретения (две подгруппы соавторов).

1 подгруппа: (4 студента) - авт. свид. СССР N 1192970, МКИ В25I15/00, опубликовано в 1985 году Бюллетень N 43.

2 подгруппа: (5 студентов) - авт. свид. СССР N 1201128, МКИ В25I15/00, опубликовано в 1985 году Бюллетень N 48.

Работа над программой продолжилась в 1994 году в Академическом колледже при КГУ среди учащихся 10-х классов. За время короткого существования курса "ИТ" (1995 год) трое учащихся - соавторов получили решение о выдаче патента на изобретение по заявке N 95107104, а один учащийся получил два патента Российской Федерации N 2077458 и ѕ 2094262. На этом работа курса "ИТ" в Академическом колледже закончилась.

Работа с изобретателями в учебных учреждениях начиналась и прекращалась, как экзотичная или вообще чуждая для традиционного учебного процесса.

В заключении следует отметить особенности курса "ИТ". Она основана на естественной способности человека к озарению. Практически это состояние используется людьми повсеместно, но ясного научного объяснения этому до сих пор нет. Более того научным может быть представлено отрицание этого явления. По этой причине в "ИТ" результатами работы признаются только те, которые не известны человечеству, и на которые выдан патент, подтверждающий новизну и полезность полученной информации.

Изобретательское творчество - один из древнейших и первейших видов деятельности человека. Изобретатель - это фантазер и чудак, который не боится мыслить и видеть мир по-своему. Назначение изобретателя - быть первопроходцем в той области, которая его больше всего интересует. Он первый способен увидеть проблему, осмыслить ее и решить. И только со временем она становиться понятна всем. Все новое рождается как "ересь", а потом становиться обычным - общепринятым. Все достижения во всех областях науки и техники, которые имеет человечество на сей день, не состоялось бы без чудаков и фантазеров - изобретателей.

Курс вызван к жизни необходимостью помочь одаренным молодым людям осознать свою необходимость для общества как творческим личностям, помочь не потеряться в потоке знаний, помочь укрепить их духовную и нравственную основы.

Известные курсы обучения техническому творчеству основаны на изучении и использовании теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), что не всегда обеспечивает учащемуся разработку технического решения на уровне изобретения, а зачастую, блокирует творческую деятельность, приводит к результату, обратному желаемому.

Предложенный курс обучения основан на стимулировании творческой деятельности учащихся, при этом ТРИЗ отведена второстепенная роль.

Цель курса - выявить среди учащихся тех, кто способен мыслить смело, нетрадиционно, нестандартно, поддержать эту способность, помочь сформироваться им как изобретателям, научить их самостоятельно защищать свои авторские права, предоставив им необходимые для этого знания.

Поставленная цель может быть достигнута в творческой группе, руководитель которой должен иметь опыт самостоятельной творческой и патентной работы, а также авторские свидетельства и патенты на изобретения, разработанные и защищенные им самим. Руководитель обязан постоянно следить за всеми изменениями в законодательстве в области интеллектуальной собственности, в патентоведении и сам вести изобретательскую работу. Кроме того, личность руководителя курса, как изобретателя, оказывает

Похожие материалы

Информация о работе