Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развития

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


ПЛАН

Введение.

1. Последствия отклонений в развитии

2. Реабилитация средствами образования

3. Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развития

4. Программы психологичекой реабилитации

Литература


Введение.

Численность детей-инвалидов в Российской Федерации постоянно возрастает и на начало 1998 г. уже составила 563,7 тыс., из них 57,5% - мальчики и 42,5% - девочки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа - 10-14 лет (45,1%), затем идут дети в возрасте 5-9 лет (33%) и 0-4 года (14%). В 30 регионах России, в том числе в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Коми, Мордовия, Тыва, Хакасия, областях Брянской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Рязанской, Свердловской, Томской, Челябинской, в городах Москве, Санкт-Петербурге и др., показатель детской инвалидности превышает среднероссийский. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, как и ранее, преобладают психоневрологические (более 60%), внутренних органов (до 20%), опорно-двигательного аппарата (9-10%), вызывающие нарушения зрения и слуха (17%).

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными по-прежнему являются неблагоприятные условия труда женщин, ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни и бытовой культуры, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Остается нерешенным, как, впрочем, было и раньше, целый ряд социальных, медицинских и психолого-педагогических проблем, связанных с вопросами детской инвалидности и вызванных:

·  неудовлетворительным оснащением медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой;

·  недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения; слабой службой медико-психолого-социальной реабилитации и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов;

·  отсутствием промышленного выпуска специальных лечебных продуктов питания для детей, страдающих тяжелыми наследственными заболеваниями, связанными с нарушением обменных процессов;

·  несовершенством системы обучения детей с отклонениями в развитии; сложностями при получении профессии и трудоустройстве по ней инвалидов с детства;

·  отсутствием массового производства технических средств для передвижения, обучения, бытового самообслуживания детей-инвалидов в домах-интернатах и домашних условиях.

За последние годы в Российской Федерации проводились определенные мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов.

Реализуется федеральная целевая программа "Дети-инвалиды", направленная на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии и создание условий для независимой жизни этой части населения. Она предусматривает решение следующих задач: повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности (обеспечение детских лечебно-профилактических и родовспомогательных учреждений современным медицинским оборудованием, аппаратурой, диагностическими средствами); совершенствование психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов (развитие центров реабилитации); снабжение детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими им самообслуживание в быту; обеспечение систематического повышения квалификации специалистов, работающих с детьми, имеющими умственные и физические ограничения; организацию научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности; укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов (строительство детских домов-интернатов и реабилитационных центров, обеспечение их реабилитационным и технологическим оборудованием, автотранспортом и сельскохозяйственными машинами); создание условий, способствующих приобщению детей-инвалидов к культуре и спорту.

В 1997 г. в 70 субъектах Российской Федерации действовали региональные программы, направленные на решение проблем детской инвалидности. Так, в Астраханской области служба занятости содействует трудоустройству, переобучению и профориентации детей-инвалидов и их родителей. Там также установлена квота рабочих мест для женщин, воспитывающих детей-инвалидов. В Москве в результате скоординированных действий формируется городской заказ на выделение рабочих мест для подростков-инвалидов. На базе 26 учреждений осуществляется профобразование по 13 специальностям; в 12 учреждениях профтехобразования открыты группы для детей-инвалидов по 21 специальности. В Калининградской области обеспечены условия для профподготовки детей-инвалидов и получения ими образования, причем 230 таких детей обучаются на дому. В Курской области постановлением глав администрации установлена квота рабочих мест и создан банк вакансий для инвалидов. Во Владимирской и Саратовской областях, Республике Дагестан и Москве проводится работа по созданию государственной службы медико-социальной экспертизы, вводятся должности специалистов по реабилитации и социальной работе.

1. Последствия отклонений в развитии

Инвалиды с детства - наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою особую специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после 16 лет. Формирование личности у детей-инвалидов, особенно с нарушениями в опорно-двигательной системе (ОДС), происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Не смотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки развития творческих способностей, им намного труднее реализовать свои возможности, чем другим инвалидам.

Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате - потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят.

Исходя из этого, необходим различный подход к определению инвалидности с детства и общего заболевания, только медицинских критериев явно недостаточно. Необходима комплексная социальная оценка. Цель реабилитации инвалидов с детства √ адаптация, в отличие

Похожие материалы

Информация о работе