Особенности воспитательного процесса с «трудными» подростками

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Агрессивное поведение в детском возрасте (расстройство поведения) встречается примерно у 10 % детей в городской популяции.

У 90 % подростков-правонарушителей расстройство поведения отмечалось уже в возрасте 7 лет. Суровое непоследовательное воспитание является основной причиной расстройства поведения, однако детская гиперактивность и низкий IQ также играют определенную роль. Дети с расстройством поведения обычно довольно мрачны, плохо успевают в школе и испытывают затруднения в отношениях с друзьями. Программы по улучшению воспитания эффективны для уменьшения антисоциального поведения у детей в возрасте до 10 лет; подростков лечить гораздо труднее. Эффективные профилактические программы требуют участия родителя (ей) и школы. Риск формирования агрессивного жизненного стиля у подверженных агрессивному поведению подростков останется высоким до тех пор, пока они имеют свободный доступ к субкультуре насилия и им доступны лишь немногие конструктивные альтернативы.

Постоянство поведения

Проблемы были бы не столь значимы, если бы большинство детей их перерастало. Однако 40 % детей с расстройством поведения в возрасте 7 и 8 лет обнаруживают рецидивирующее делинквентное поведение к подростковому периоду, а у свыше 90 % подростков с рецидивирующим делинквентным поведением расстройство поведения отмечалось в детстве. По агрессивному поведению ребенка в возрасте 7 лет и неэффективным методам воспитания в семье можно предсказать значительно более половины случаев рецидивирующего делинквентного поведения в подростковом возрасте [5]. С другой стороны, при наличии протективных факторов результат может быть положительным. Проявления подобного поведения у взрослых очень разнообразны. Психиатрические расстройства, которые следуют за расстройством поведения, включают в себя алкоголизм, зависимость от наркотиков и антисоциальное расстройство личности. [6]. Антисоциальное поведение за пределами психиатрических расстройств включает в себя воровство, агрессивность по отношению к людям и имуществу, управление транспортом в нетрезвом состоянии, применение нелегальных психотропных веществ, ношение и применение оружия, а также групповое насилие с актами вандализма [5]. Прослеживается связь между академической неуспеваемостью в школе и безработицей [7]; а трудности во взаимоотношениях сохраняются с возрастом, приводя к высокой частоте насилия в супружеских отношениях, распадам семьи и разводам, а также причинению ущерба своим потомкам [7].

Экономические затраты

Ресурсы здравоохранения, затрачиваемые на детей с расстройством поведения, значительны: 30 % консультаций детей у врачей общей практики приходятся на поведенческие проблемы [8]; 45 % направлений к врачу, сделанных по месту учебы или проживания детей, обусловлены поведенческими нарушениями, а в специальных школах и в клиниках для детей с задержками развития, где вызывающее поведение является повседневной проблемой, этот показатель еще выше [9]. Психиатрические расстройства наблюдаются у 28 % всех пациентов, направленных на амбулаторный прием к врачам [10]. Службы социальной защиты прилагают значительные усилия, пытаясь защитить детей с поведенческими проблемами, чьи родители не могут больше обходиться без избиений своих детей. Расходы на образование включают в себя финансирование специальных школ для детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями. Агентства по контролю над соблюдением законов и службы надзора должны выявлять и предотвращать делинквентное поведение, а также привлекать преступников к ответственности. Кроме того, экономические потери включают стоимость нанесенного ущерба людям и имуществу. К увеличению затрат приводят также высокие уровни безработицы и государственных льгот и пособий.

Причины агрессивного поведения. Среда и гены.

Изучение близнецов и приемных детей позволило предположить наличие значительного общего (семейного) средового влияния, умеренного не общего (индивидуального) средового влияния и слабо выраженного генетического влияния. Обычные уровни конкордантности для делинквентного поведения в подростковом возрасте составляют 87 % для монозиготных близнецов и 72 % — для дизиготных [11]. Изучение приемных детей показало, что генетически подверженные такому поведению дети — те, чьи биологические родители были антисоциальными, — могут быть особенно уязвимы в отношении неблагоприятных семейных условий, и это взаимодействие проиллюстрировано на рис. 1 [12]. Представляется, что генетический фактор оказывается более выраженным при преступном поведении у взрослых, чем при расстройстве поведения и делинквентности у детей [13]. Для того чтобы понять, что могут представлять собой эти средовые и генетические факторы, необходимо обратиться к другим исследованиям.

Родительский стиль воспитания

В целом ряде исследований 5 аспектов родительского воспитания обнаруживали выраженную связь со стойкими антисоциальными поведенческими проблемами: (а) безнадзорность; (b) непоследовательная, жесткая дисциплина; (с) родительская дисгармония; (d) отвержение ребенка; (e) малая вовлеченность в деятельность ребенка [14]. В одном исследовании показано, что различия в стилях родительского воспитания среди 10-летних антисоциальных мальчиков определяют более 30 % изменчивости в агрессивном поведении 2 года спустя [15].

Графическое представлениеРис. 1. Преступность среди взрослых установленных (удочеренных) людей молодого

Похожие материалы

Информация о работе