Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ и перспективах применения МСФО в России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ и перспективах применения МСФО в России

На протяжении последних лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международной практикой учета и отчетности. В июле 2004 г. опубликована Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министра финансов РФ от 1 июля 2004 г. №180 (далее – Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направленная на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.  В сентябре 2004 г. для достижения целей Концепции утвержден План мероприятий Министерства финансов России на 2004 – 2007 гг. по ее реализации (Приказ Минфина России от 16.09.2004 №263). Концепция подготовлена при активном участии Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального Банка РФ, Федеральной службы государственной статистики.

Это не первый подобный документ в истории реформирования отечественного бухгалтерского учета. В конце 1997 г. увидела свет «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.). Через два с лишним месяца появилась «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283). Именно с этого момента бухгалтерской общественности было официально объявлено о том, что страна идет к применению Международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards), а точнее сказать к применению Международных стандартов учета и финансовой отчетности.

В новом документе подведены итоги предыдущего этапа реформирования и намечены  новые рубежи, которые нам предстоит достигнуть.

Что касается итогов, то сделано действительно немало: это и перевод ряда крупнейших предприятий (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) на консолидированную отчетность по МСФО, и формирование рынка аудиторских услуг, и возникновение профессиональных некоммерческих объединений.

В рамках реализации правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (шестилетие которой прошло в марте 2004 г.) с 1 января 2003 г. вступили в действие четыре новых Положения по бухгалтерскому учету:

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (Приказ Минфина России от 02.07.2002 №66н);

ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (Приказ Минфина России от 19.11.2002 №115н);

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (Приказ Минфина России от 19.11.2002 №114н);

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (Приказ Минфина России от 10.12.2002 №126н).

С 1 января 2004 г. вступило в действие еще одно Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (Приказ Минфина России от 24.11.2003 №105н).

Указанные Положения закрепили ряд новых правил бухгалтерского учета, введены совершенно новые понятия – отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, постоянные налоговые обязательства, условный расход и др. Немалые нарекания вызвало ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Введение в действие этого Положения выявляет несовершенство гл.25 НК РФ, когда количество потенциально возможных разниц, которые могут встретиться в практике работы конкретной организации ввиду различий правил бухгалтерского учета и налогового законодательства по объектам доходов и расходов, неограниченно. Это стало следствием нескорректированного под Российские реалии перевода МСФО 12 «Налоги на прибыль». Кроме того, ПБУ 18/02 заставляет вспомнить, что вести бухгалтерский учет нужно по правилам бухгалтерского учета, изложенным в Положениях по бухгалтерскому учету и других документах, а не по каким-то правилам, скорректированным для нужд налогообложения.

К сожалению, не удалось внести в Правительство Российской Федерации подготовленный обновленный проект федерального закона «О бухгалтерском учете» и, следовательно, закрепить на законодательном уровне то новое, что связано с требованиями МСФО и рыночной экономикой. В частности, речь идет о составлении сводной бухгалтерской отчетности; формировании отчетности при реорганизации и ликвидации организаций, таких новых понятиях, как активы, обязательства, доходы, расходы и капитал; организации аттестации и повышения квалификации главных бухгалтеров и др. Подготовка новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете» намечена на 2005 г.

Для организации как юридического лица стало обязательным применение

Похожие материалы

Информация о работе