Роль и место БЖД среди других дисциплин. Восстановление социально-профессионального статуса у преподавателей ОБЖ в процессе переподготовки и повышения квалификации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

быть способным наилучшим в конкретных условиях путем защитить свою жизнь и жизнь окружающих при различных чрезвычайных ситуациях.

Направление "Основы безопасности жизнедеятельности" естественно интегрирует соответствующие разделы философии, социологии, экологии, валеологии, физиологии, психологии, педагогики и других фундаментальных прикладных областей научного знания.

Известно, что, "примерная программа" по ОБЖ составлена таким образом, что в 10--11 классах 61% учебного времени отводится проблеме "Основы военной службы". Вероятно, поэтому большую часть педагогов, преподающих в школе ОБЖ, представляют бывшие военнослужащие. Само по себе это очень отрадное явление, так как мужчина-учитель в школе -- большая редкость. Говорить о большой важности мужского воспитания нет особой необходимости. Но нас в данном случае интересует практическая сторона проблемы. Она состоит, на наш взгляд, в том, что, несмотря на большой жизненный опыт и умение "командовать полками", начинающим учителям-преподавателям ОБЖ, не имеющим специального педагогического образования, порой бывает крайне сложно определить и приоритеты в выборе учебного материала, и оптимальные способы его преподнесения, и определить эффективный стиль взаимоотношений с детьми. Эта сторона профессиональной деятельности требует интенсивной проработки на курсах повышения квалификации. Недостаток психолого-педагогических знаний и неумение порой использовать имеющийся социальный, житейско-практический опыт, накопленный опыт семейных и межличностных отношений, "переплавить" его в профессиональную педагогическую сферу приводят к временной утрате социального статуса, состоянию неуверенности, тревожности, депрессии. Завершиться все это может уходом учителя из школы.

Поэтому в процессе повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ на кафедре охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО первоочередными определяются задачи создания таких организационно-педагогических условий, при которых, как мы полагаем, можно было бы:

- устранить синдром тревожности и неуверенности учителя в своих профессиональных возможностях;

- отработать такие формы и методы курсовой подготовки, которые способствовали бы преобразованию жизненного педагогического опыта в профессионально ориентированный;

- создавать устойчивую мотивацию на перспективу непрерывного профессионального развития и как педагога-предметника, и как учителя-воспитателя.

Эти задачи предполагается решить в условиях педагогического эксперимента посредством:

I. Создания атмосферы творчества, стимулирующего раскрытие потенциальных педагогических возможностей личности посредством:

I. 1. Реализации взаимосопряженной системы технологических моделей:

педагог - учащиеся; учащиеся - учащиеся.

I. 2. Укрепления личностной и социально-профессинальной значимости вновь осваиваемого вида профессиональной педагогической деятельности слушателей.

I. 3. Создания психолого-педагогических условий для сознательной фиксации профессиональных проблем и анализа путей их оптимального решения.

II. Освоения педагогами системно-целевого подхода к самоорганизации профессионально-образовательной деятельности.

III. Ориентации на непрерывное углубление и расширение профессиональных знаний через выявление индивидуально приемлемого стиля деятельности педагога.

Условно, конструктивно осуществляемый процесс восстановления социально-профессионального статуса преподавателями ОБЖ и возникновения у них ощущения своей профессиональной состоятельности можно представить в виде следующей схемы:

Отрицательная реакция педагога на изменение жизненно-профессиональной ситуации

Спонтанное преобразование смысловых установок, их неосознанная фиксация

Совместная поисково-творческая деятельность и поддерживающее общение на курсах ИПК

Частично преобразованная социальная позиция

Перспективно-ориентированная личностная устремленность

Социальные роли

Социальный статус

Социальные отношения

Конструктивное изменение мотивационно-смысловой сферы профессиональной деятельности

Схема показывает, что в процессе повышения квалификации "совместная деятельность и общение являются движущей силой и основой развития личности" (1). В том числе и развитие личности педагога-профессионала -- преподавателя ОБЖ.

Целенаправленная работа по укреплению социально-профессионального статуса педагога, последовательное, педагогически контролируемое изменение мотивационных ориентаций и смысловых ценностных установок, как показывает опытно-поисковая работа, осуществлена в условиях ИПК через систему социально-психологических тренингов: "Знакомство", "Презентация", "Социальная чувствительность", "Самопознание", "Развитие саногенного и ассоциативного мышления" и др.


Литература:

1.  Асмолов А. Г.Культурно-теоретическая психология и конструирование миров. -- М., 1996;

2.  2. Слюньков В. Новационная область образования "Обеспечение жизнедеятельности

Похожие материалы

Информация о работе