Методика определения экономической эффективности применения водотопливной эмульсии

Страницы работы

Содержание работы

9.2. Методика определения экономической эффективности применения водотопливной эмульсии

Точность расчетов показателей экономической эффективности зависит от того, насколько полно учтены экономия текущих издержек и капиталовложения, определившие эту экономию. Для каждого сорта топлива существует своя наиболее эффективная область его использования. С развитием технического прогресса изменяются возможности и границы применения топлива. Под граничными условиями понимают предельные значения отдельных показателей данного сорта топлива при экономически обоснованном использовании в конкретном случае.

Лучше всего требованиям определения сравнительной экономической эффективности различных вариантов применения топлива отвечает показатель приведенных затрат. В данном случае для сравнения выбраны два варианта применения топлива в дизелях: базисный (дизельное топливо) и расчетный (моторное топливо ДТ).

Годовой экономический эффект применения в дизелях водотопливной эмульсии вместо дизельного определяют по формуле:

,      (9.22)

где  - себестоимость единицы работы или производства валовой продукции (базисный вариант);

 - то же, в расчетном варианте;

 - нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных затрат;

 и  - капитальные затраты на постройку тепловоза, предназначенного соответственно для работы на дизельном или тяжелом топливе;

 - годовой объем работы или производства валовой продукции в расчетном варианте, тонно-километров брутто.

Показатели, входящие в расчетную формулу, определяют по выражениям:

,                  (9.23)

,                  (9.24)

где  и   - общая сумма эксплуатационных расходов за год работы тепловоза соответственно на дизельном и ВТЭ, тыс. руб.;

 - годовой объем работы или производства валовой продукции в базисном варианте.

Эксплуатационные расходы по базисному и расчетному вариантам определяют по следующей формуле:

       (9.25)

где   - заработная плата локомотивных бригад, тыс. руб.;

 - затраты на топливо, тыс. руб.;

 - затраты на текущий ремонт, тыс. руб.;

 - затраты на материалы, в том числе на смазочные масла, тыс. руб.;

 - основные и накладные прочие расходы, тыс. руб.

,           (9.26)

где  - цена одной тонны дизельного топлива, тыс. руб.;

        - годовая потребность дизельного топлива, т.

,       (9.27)

,       (9.28)

где  - затраты на оборудование и трубопроводы, необходимые для работы тепловоза на тяжелом топливе, тыс. руб.;

 - затраты на проведение моточисток.

В формулах одним штрихом обозначены затраты при работе на дизельном топливе в базисном варианте, двумя штрихами – затраты при работе на тяжелом топливе в расчетном варианте.

,    (9.29)

где  и  - затраты на смазочные масла соответственно при работе на дизельном и тяжелом топливе.

,   (9.30)

,    (9.31)

где  и  - соответственно 1 т смазочного масла типа М12В и потребность в нем тепловоза на год (базисный вариант);

 и  - то же, масла типа М16Е (расчетный вариант).

Кроме того, в качестве основных показателей эффективности замены дизельного топлива тяжелыми сортами топлива на тепловозах в расчете также принимают:

уменьшение потребности дизельного топлива (тыс. т)

,    (9.32)

потребность тяжелого топлива ,  (в тыс. т);

экономический эффект использования 1 т тяжелого топлива (в руб./т):

,       (9.33)

средневзвешенный экономический эффект (в руб./т) применения 1 т тяжелого топлива по тепловозам, работающим на моторном топливе ДТ:

,     (9.34)

Под моточисткой понимают полную переборку и очистку ЦПГ двигателя, очистку продувочного и выпускного коллекторов, регулировку дизеля и другие мелкие работы.

При расчете расходов на моторное топливо ориентировочно можно принять, что во время маневров и для запуска двигателя используют дизельное топливо (примерно 10% общего расхода).

Ежегодные затраты на текущий ремонт оборудования, необходимого для работы на тяжелом топливе, составляют порядка 5% стоимости этого оборудования.

На основании данных теплотехнических испытаний отечественных и зарубежных судовых и тепловозных дизелей удельный расход топлива при работе на тяжелых сортах выше, чем при работе на дизельном, вследствие меньшей теплоты сгорания. Поэтому удельный расход моторного топлива в расчетах можно принимать на 3%  выше, чем дизельного топлива [7].

Оборудование тепловозов дополнительными устройствами, необходимыми для работы на тяжелом топливе, вызывает увеличение строительной стоимости транспорта на 0,5-1%, что приводит к повышению абсолютного размера амортизационных отчислений.


Похожие материалы

Информация о работе