Молекулярно-генетические основы развития. Методы Ψгенетики, страница 4

3.Генеалогический метод.

Практически не исп., только когда есть инф- я о гене чел-ка и его родственников и есть hyp об ответ-ти гена за признак.

Триптофангидроксилаза – «злой человек», агрессивный

4.Популяционный метод.

Мутации в популяции. Изолированные популяции – редкость. Касты – древние общие предки. Бóльшая частота рака прямой кишки.

5.Молекулярно-генетические методы.

-  взятие пробы ткани г.м. (1. хирург. больные, кот. н. удалять часть мозга 2. только что умершие 3. плоды выброшенные в ходе естеств. выкидыша 4. на ранних стадиях разв-я, если ♀ идет на аборт)

-  выделение в чистой форме опр. белка, находящегося в г.м., но не встреч. в др. частях тела → связь с работой г.м.

-  опр-е АК послед-ти данного белка

-  опр-е нуклеотидной послед-ти соотв.гена

-  обращение в комп.банк данных о геноме чел-ка – полная и точная послед-ть соотв. гена

-  искусств.синтез послед-ти интересующего гена

-  у 1000 чел-к берется проба крови → выделяют ДНК → к стенкам пипетки пришиваются цепочки искусств. синтезир. послед-ти ДНК → пипетка заполняется в-вом, через кот. медленно проходит ж-ть, внизу пипетки пробка → ДНК рвут на кусочки и нагревают → одинарные кусочки → ↓ t → комплиментарные пары ищут др.др. → пипетку промывают неск. раз → получают цепочку генов. Так делается для каждого чел-ка. → каждую пробу цепочки ДНК прочитывают и устанавливают нуклеотид. послед-ть → каждого чел-ка охарактеризуют → сравнивают людей → тестируют разными тестами.

6.Генетический анализ различных Ψфизиол. признаков у жив-х.

1) У всех ж-х НС сост. из одинаково устроенных нейронов. Различия:

·  НС м.б. построена по типу нерв. трубки с нерв. пузырьком (хордовые)

·  Узловая НС – нет мозга, но есть крупные узлы (черви, членистоногие, моллюски)

·  Диффузная НС – нерв. клетки разбросаны по орг-му – кишечнополостные (гидра, кораллы)

2) Пр-п  проведения нерв.импульсов у всех ж-х один и тот же: быстрый биол ответ (ПК каскад, разворач. на мембранах нерв.кл.)

3) Молекулярный аппарат проведения нерв.импульса похож у самых разных ж-х.

Т.о., в Ψгенетике м. работать с жив-ми, данные переносятся на чел-ка и проверяются уместными сп-бами.

Чел-к – плохая модель, т.к.:

1.↓ плодовитость

2.очень > продолж-ть жизни (> t интервал между поколениями)

3.дороговизна содержания

4.этич. аспекты.

Генетический контроль  обучаемости и памяти у дрозофилы

Эксп-т: мухи в 0 стаканчике → свет над 1→ мухи в 1→ незнакомое пахучее в-во (1) на стенках 1→ эл-ток→свет в 0→мухи в 0 → отдых→ свет над 2→ мухи во 2→незнакомое пахучее в-во (2) на стенках 2→ током не бьют → свет в 0 → мухи в 0 → отдых 3-4 мин. Это 1 цикл, всего – 3-4 цикла. Затем:

Мухи в 0 (свет)→ подводят 1 (тоже свет) →  мухи выбирают → учитывается к-во мух перелетевших в 1 (n1)

Мухи в 0 (свет)→ подводят 2 (тоже свет) → мухи выбирают → учитывается к-во мух перелетевших в 2 (n2)

В норме n2>n1. Это УР.

Коэффициент обучаемости: K = (n2 – n1)/N. Он в норме 30%. Есть 2% - мутанты по 1 гену (моногенные мутанты). Есть 60% - гениальные мутанты. Есть при норм. t воздуха – гениальны, а при ↑ на 5°С ничего не м. сделать.

Память – проверяется через 3-4 мин. Дрозофила живет 2 нед., т.о. 8 ч для нее – это много.

1 – норма

2 – мутанты с пониж. обуч-тью

3 – мутанту с наруш. памятью.

У дрозофилы 3 типа памяти:

-  долгосрочная

-  среднесрочная

-  краткосрочная ген linnot→ норм. обуч-ть →ген rutabaga, ген dunce → КП → ген amnesia → СП →  ген CREB→ДП

radish → постнаркотическая память (этил.спирт)

Биол. срок жизни чел-ка ~ 35-40 лет. У чел-ка есть много заболеваний, кот. проявл. с возраста 35 лет.