Психогенетика агрессивности. Роль генотипа и среды в индивидуальных различиях агрессивности. Наследственная изменчивость

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПСИХОГЕНЕТИКА АГРЕССИВНОСТИ

,

(«Вопросы психологии», 2000, N 6)

Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 99.06.00179.

Согласно наиболее принятому определению, агрессия — это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [2]. Люди значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии. Различия агрессивности как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики детерминированы не только внешними и внутренними условиями развития, но и некоторыми наследственными биологическими задатками. Каков соотносительный вклад генотипа и среды в вариативность агрессивности у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия в склонности к агрессии, какие психологические механизмы могут опосредствовать такое влияние — эти и некоторые другие вопросы, касающиеся источников агрессивности и ее места в структуре индивидуальности, являются предметом психогенетических исследований.

Роль генотипа и среды в индивидуальных различиях агрессивности

Результаты близнецовых и семейных исследований, направленных на изуче ние соотносительного вклада генотипа и среды в формирование различий в агрессивности, на первый взгляд, противоречивы. Так, Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своей монографии «Агрессия» [2] ссылаются на семь близнецовых исследований агрессивности, результаты которых были опубликованы в 80-е гг.; в трех из них было обнаружено влияние генотипа на выраженность этого психологического свойства, а в четырех других — нет. Согласно Ф. Вернону с соавт. [44], оценки наследуемости для разных показателей агрессивности, полученные в девятнадцати работах 80-х и 90-х гг., колеблются от 0 до 98 %. Такое расхождение результатов обусловлено различиями в величине использованных выборок (от 18 до более 700 пар близнецов или приемных детей), в возрасте испытуемых (от четырехлетних детей до взрослых) и способах измерения агрессии. Изучение агрессивности у детей как правило указывает на вклад и генотипа, и общей среды (под последней подразумевают все ненаследственные факторы, которые делают сравниваемых родственников похожими) в изменчивость данной черты; с возрастом влияние генетических факторов повышается, а факторов общей среды — снижается. Такая закономерность имеет место в случае измерения агрессии с помощью самооценки или оценок родителей. Напротив, индивидуальные различия в агрессивности, наблюдаемой в лабораторных условиях, в существенной степени детерминированы общей средой, а влияние наследуемости в этом случае пренебрежимо мало [26].

Работы, в которых испытуемыми были взрослые и величина выборки значительной, а склонность к агрессии измерялась с помощью опросников, дали достаточно согласованные результаты. Они показали, что в межиндивидуальные различия в агрессивности примерно равный вклад вносят и разнообразие генотипов в популяции (коэффициент наследуемости равен 40—54%), и разнообразие средовых факторов развития, причем в этом возрасте последние представлены индивидуальной средой (усиливающей несходство членов одной семьи), а влияние общей среды отсутствует [12], [32], [44]. Мета-анализ 24 исследований агрессивности, проведенный Д.Р. Майлсом и Г. Кареем [26], также показал, что генетические эффекты могут объяснять до 50 % различий между людьми по данному психологическому свойству.

Следует отметить, что указанные закономерности — вклад генетических факторов от умеренного до значительного и отсутствие влияния общей среды — обнаруживаются для разных проявлений (типов) агрессии. Так, используя метод близнецов, Е.Ф. Коккаро с коллегами [12] получили следующие значения наследуемости для различных субшкал «агрессии» опросника Buss-Durkee Hostility Inventory. Изменчивость показателя «прямая агрессия» на 40 % объяснялась действием аддитивных генетических факторов (т.е. суммарным эффектом отдельных аллелей — структурных форм генов, вовлеченных в формирование данного признака). На межиндивидуальные различия по трем другим субшкалам влияли неаддитивные генетические факторы (характеризующие взаимодействие между аллелями): для «непрямой агрессии» они объясняли 40 % дисперсии, для «раздражительности» — 37 % и для «вербальной агрессии» — 28 %. Соответственно, вклад индивидуальной среды находился в диапазоне от 53 % для «прямой агрессии» до 72 % — для «вербальной». В работе Ф. Вернона с соавт. [44] было использовано семь опросников (Aggression Questionnaire, Aggression Inventory, Personality Assessment Inventory, Multidimentional Personality Questionnaire, Personality Research Form-E, Adjective Check List 1 and 2), что позволило получить 18 показателей агрессивности. Факторный анализ этих показателей дал три более общих характеристики (фактора): «спонтанная агрессия» (физическая агрессия и антисоциальное поведение), «вербальная агрессия» и «агрессивные установки» (последний фактор характеризовался высокими корреляциями со шкалами, оценивающими не только собственно агрессивные установки, но также гнев, враждебность, аффективную нестабильность, импульсивность, самоповреждение). Кроме того, был получен генеральный фактор агрессивности, объясняющий 48 % общей дисперсии оценок. Результаты генетико- математического анализа тестовых показателей и обобщенных характеристик агрессивности представлены в табл. 1. Различные опросники дали не вполне совпадающие оценки наследуемости одноименных типов агрессивности, однако для обобщенных характеристик вклад генотипа в индивидуальные различия составил 44—52%, что близко к величине коэффициента наследуемости генерального фактора — 54 %, а вклад общей среды отсутствовал. Кроме того, были получены значительные генетические корреляции между обобщенными характеристиками (0,31—0,51). Это свидетельствует о том, что различные проявления агрессии в определенной степени связаны с действием общих генов.

Т а б л и ц а 1

Относительный вклад генотипа и среды в вариативность тестовых и обобщенных показателей агрессии (по [44])

Показатели агрессии Корреляции Аддитивная наследуемость Доминантная наследуемость Общая среда Индивидуальная среда

МЗ n=183 Д3 n=64

AQ Физическая  0,50 0,02  0,49  0,51

AI Физическая  0,41 0,05  0,39  0,61

PAI Физическая 0,25 0,14 0,27     0,73

AQ Вербальная 0,43 0,41     0,42 0,58

AI Вербальная 0,44 0,14 0,42     0,58

PAI Вербальная 0,35 0,22 0,36     0,64

AQ Враждебность 0,33 0,24 0,36     0,64

AQ Гнев 0,35 0,16 0,36     0,64

AI Импульсивность 0,26 0,14 0,26     0,74

AI Нетерпеливость 0,33 0,19 0,32     0,68

PAI Аффективная нестабильность 0,46 0,09   0,47   0,53

PAI Самоповреждение 0,36 0,29     0,34 0,66

PAI Антисоциальное поведение 0,53 0,14   0,56   0,44

PAI Агрессивные установки 0,46 0,44     0,45 0,55

MPQ Шкала агрессии 0,42 0,28 0,42     0,58

PRF Шкала агрессии 0,34 0,05   0,34   0,66

ACL1 Шкала агрессии 0,39 0,31 0,42     0,58

ACL2 Шкала агрессии 0,35 0,26     0,33 0,67

Фактор «Спонтанная агрессия» 0,50 0,26 0,52     0,48

Фактор «Агрессивные установки» 0,53 0,08   0,52   0,48

Фактор «Вербальная агрессия» 0,44 0,31 0,44     0,56

Генеральный фактор  0,54 0,25 0,54     0,46

Примечание. Опросники: AQ — Aggression Questionnaire, AI — Aggression Inventory, PAI — Personality Assessment Inventory, MPQ — Multidimentional Personality Questionnaire, PRF — Personality Research Form-E, ACL1 — Adjective Check List 1, ACL2 — Adjective Check List 2. Факторы — обобщенные характеристики, полученные в результате анализа

Похожие материалы

Информация о работе