Имидж и создание собственного образа

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Социальная — для общения с группой людей, а также с посторонними и малознакомыми лицами.

Общественная — для встречи с большой социогруппой, например, на собрании или лекции.

Немалую роль играют жесты и позы, настраивающие людей на общение либо, наоборот, мешающие ему. Менторская и агрессивная позы не способствуют развитию взаимопонимания, вызывают реакцию недоверия друг к другу. Первая напоминает зловредного учителя, прохаживающегося по классу, держа руки за спиной, низко наклонив голову, с недоверием глядящего на учеников. Весь его вид говорит: вы глупы, учитесь у меня, умного. Во второй человек держит руки за спиной, словно готовый для замаха и удара. Бесполезно беседовать с человеком, находящимся в закрытой классической позе, со сложенными на груди крест-накрест руками: он либо боится, либо не доверяет. Очень трудно понять друг друга, когда один возвышается над другим: для доверительного общения его участникам желательно видеть глаза собеседника на уровне своих глаз. Поэтому беседы, требующие взаимопонимания, надо проводить сидя, но не через стол: он разъединяет. Посадив собеседника, справа или слева от себя через угол стола, в так называемую угловую позицию, слегка наклонившись к нему, положив на стол руки открытыми ладонями, мы настраиваем человека на доброжелательный тон и откровенность. Поставив стул собеседника рядом со своим по одну сторону стола, мы оказываемся в позиции делового взаимодействия. Эта позиция помогает успешному сотрудничеству соавторов. Так могут сидеть за столом заведующая с методистом, обсуждающие план действий, методист с воспитателем, обсуждающие вопросы будущего семинара. Сесть от собеседника через стол целесообразно в том случае, когда надо защититься от него. Это конкурирующе-оборонительная позиция, являющаяся сигналом к тому, что стороны придерживаются своего мнения или стараются сохранить субординацию.

Внимательно наблюдая за партнером, мы можем уловить его неуверенность, волнение, напряжение, желание перебить речь другого и высказаться самому; понять, стремится ли он к общению, говорит ли правду, настроен ли на сотрудничество. Если собеседник потирает пальцем шею, возможно, он не уверен в том, что говорит. Если теребит что-то в руке, значит, волнуется. Закрывает рот рукой — возможно, говорит неправду. Сцепленные пальцы рук демонстрируют его напряжение. Если постоянно подносит руку ко рту, носу и уху, скорее всего, он устал вас слушать и хочет перебить. Все эти жестовые приметы являются информацией к размышлению, но не могут восприниматься неукоснительно.

ИСКУССТВО НРАВИТЬСЯ

Умение нравиться и располагать к себе людей является необходимым качеством в деловых и личностных контактах. Д. Карнеги сформулировал правила искусства нравиться в одной из своих книг. Они просты и понятны, но требуют определенной душевной работы, желания, а также понимания того, что использовать их следует не для манипуляции людьми и их чувствами. Они настраивают на доброжелательные отношения, интерес, стремление узнать и понять окружающих. Искренний, неподдельный интерес к другому человеку, его взглядам, мнениям, чувствам заставляет нас меньше говорить о себе и больше узнавать о других.

В развитии доброжелательных отношений большую роль играет искренняя улыбка. С улыбающимся человеком значительно приятнее вести дела, чем с хмурым и недовольным. Улыбаясь знакомым и незнакомым, друзьям и сотрудникам, мы создаем о себе приятное впечатление. Добрая улыбка, продлившаяся несколько мгновений, сохраняется надолго в памяти людей.

Обращаясь к любому человеку, желательно называть его по имени или имени-отчеству, в зависимости от характера отношений. Услышанное имя настраивает его владельца на внимание к человеку, произносящему его, на общение с ним.

Люди всегда симпатизируют тем, кто обладает умением слушать. «Меньше бы говорил, да больше бы слушал»1, — советует русская пословица

Похожие материалы

Информация о работе