Основные принципы этикета. Принцип гуманизма и человечности. Принцип целесообразности действий. Принцип уважения национальных обычаев и традиций

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Честерфилд в «Письмах к сыну»: «Я знал людей, которые умели отказать в какой-нибудь просьбе настолько вежливо, что просящий нисколько не обижался, тогда как другие, несмотря на то, что обращенную к ним просьбу удовлетворяли, грубостью своей давали повод к обиде».

В русском языке степень вежливости ранжируется. Мы различаем вежливость как корректность, учтивость, почтительность, галантность, церемонность. Рассмотрим содержание этих понятий.

Корректность нейтральная, официальная, сдержанная вежливость. Умение вести себя с ориентацией на общепринятые правила приличия в любых обстоятельствах, в том числе неприятных, неловких, острых и даже конфликтных. Корректность поведения позволяет партнерам по общению, оппонентам, противникам не уронить достоинство, сохранить свое лицо. Учтивость — почтительная вежливость, которую обычно проявляют по отношению к старшим по возрасту. Книга «Хороший тон» дает целый свод правил учтивости, среди которых такие: снимать шляпу при поклонах, уступать дорогу, кресла, не спрашивать возраст, уметь терпеливо выслушивать и такие мнения, с которыми вы, очевидно, можете не согласиться, жертвовать какими-либо потребностями в пользу собеседника и др.

Почтительность — подчеркнутая вежливость, проявление в поведении глубокого уважения, оказание чести, почтения. Интересно, что «Толковый словарь» использует слово «почтительный» также и для определения «довольно большого, значительного расстояния». Поэтому попробуем определить почтительность как дистанцированную вежливость, проявляемую в частности по отношению к старшим по возрасту, рангу, известным людям.

Любезность — обходительность, вежливость, в которой явно проявляется желание быть приятным и полезным другому (внимание, комплименты, предупредительность).

Галантность — изысканная вежливость и любезность по отношению к женщине. Церемонность — чрезмерная строгость, стеснительность и принужденность в поведении, поступках, обращении.

Большое значение в этикете имеют тактичность и деликатность. Тактичность, такт «Толковый словарь» определяет как чувство меры, которое формирует умение вести себя прилично, подобающим образом. Такт связывают с деликатностью — мягкостью, чуткостью в обращении с людьми. Тактичность помогает чувствовать рубеж, через который в отношениях с другими нельзя переступать, не нарушив морального суверенитета личности, не обидев человека, с которым вступил в контакт. Тактичность — важнейшая составляющая вежливости. Ее противоположность — бестактность.

Тактичность опирается на способность сопереживать, поставить себя на место другого, предвидеть возможную реакцию собеседника на слова и поступки, обращенные к нему, и выбрать те формы обхождения, которые будут соответствовать своеобразию партнера. Чувство меры необходимо даже для таких благородных проявлений души, как выражение сочувствия, благодарности, предложение помощи.

Тактичный человек не заметит неловкости в поведении кого-либо из участников общения, не сделает ему принародного замечания, незаметно окажет услугу в исправлении ошибки з поведении. Человек, обладающий тактом, деликатный человек не задает назойливых, нескромных вопросов, не проявляет любопытства к чужим секретам и интимным сторонам жизни, не дает непрошеных советов.

Джонатан Свифт сказал: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». История сохранила для нас в мемуарах фрейлины Варвары Головиной два реальных сюжета из жизни российской императрицы Екатерины Великой.

В повседневной практике  постоянно возникают обстоятельств, в которых необходимо быть дипломатом, проявлять такт в отношениях с сотрудниками и посетителями.  Нужно многое уметь, в том числе:

♦  отказать в просьбе, не обидев;

♦  проявить сочувствие или сделать вид, что ничего не произошло, встретив сотрудника, который накануне у директора был подвергнут жесточайшей критике;

♦  «не заметить» увечий посетителя-инвалида, оказывая ему при этом высшую степень внимания;

♦  спасая репутацию своего шефа как обязательного человека, найти для клиента убедительное объяснение его отсутствия на месте в момент назначенной деловой встречи;

♦  на вопрос-приветствие «Как дела?» ответить только стереотипом: «Спасибо, хорошо. А как у вас?»

Чувство такта должно подсказать и меру проявления собственных эмоций, настроений, переживаний, степени откровенности. Константин Сергеевич Станиславский об этом писал: «Надо раз и навсегда отказаться от самооплакивания и самооплевывания. Надо дисциплинировать себя в этом отношении».

Такт в равной степени должен характеризовать все стороны поведения

Похожие материалы

Информация о работе