Коммуникативная структура организации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Исходя из направления потока информации, различают коммуникации нисходящие – направленные «сверху вниз», от руководителей к подчиненным, восходящие – направленные «снизу вверх», от подчиненных к руководителям, горизонтальные – осуществляемые между членами организации, равными по своему служебному положению.

Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего ранга, а в основании рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих функций выделяются «высокие» или «плоские» пирамиды коммуникаций. Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций.

При изучении коммуникаций в организации исходят из модели К. Шеннона, который выделяет следующие основные модели коммуникации: 1) источник информации – это лицо или группа лиц, составляющих единое организационное целое и располагающих той или иной информацией; 2) передатчик – лицо которое кодирует и передает информацию; 3) приемник – биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения; 4) получатель информации – лицо или группа лиц, учитывающих в своей деятельности полученные сведения. Все это канал коммуникации. Задача коммуникатора или передатчика привлечь внимание адресата к информации. Внимание адресата позволяет удерживать новизна и значимость информации, поэтому он должен иметь ясное представление о том круге сведений, которым располагает адресат, об иерархии его ценностей. Большие различия в запасе и характере информации препятствуют эффективной информации. Возрастные, профессиональные и ролевые характеристики личности существенно влияют на процессы восприятия и понимания людьми друг друга. Наличие помех: неправильная кодировка информации; наличие многих уровней ее передачи. 30% информации теряется при каждой последующей ее передаче. Неправильное понимание информации адресатом.

Барьеры коммуникации:  тенденция к преждевременной оценке сообщения, его одобрение или неодобрение вместо того, чтобы сохранять нейтральную позиции при сообщении; различия в образовании, опыте и др.; сознательное искажение или утаивание информации.

Различают формальные и неформальные каналы передачи информации. К неформальным относятся те, которые не совпадают с официально установленными. Работники часто пользуются неформальными каналами. Причины: 1) потребность членов коллектива в контактах, которая официальной коммуникацией полностью не удовлетворяется; 2) низкая эффективность отдельных элементов официальной системы; 3) в неформальной группе информация распространяется быстрее, чем в формальной; 4) гибкость неформальных контактов. Таким образом, для эффективного функционирования организации необходимо наличие как формальной, так и неформальной коммуникации.

2 вопрос. Информация, циркулирующая в пределах организации, направлена не только на оптимизацию производства, но и на организацию социальной жизни организации, поэтому употребляется термин социально-производственная информация. Руководитель не должен забывать о важности соответствующей информированности работников на всех иерархических уровнях организации. Соблюдение этого правила позволяет 1) удовлетворить всем сотрудникам потребность в познании, что мотивирует его труд и удовлетворенность работой; 2) является средством повышения идентификации работников с целями предприятия; 3) информация воздействует на сознание работников в нужном для руководителя направлении; 4) позволяет отследить моральное состояние персонала. Работники предприятий часто не удовлетворены качественными и количественными сторонами получаемой информации. Это приводит к «организационному стрессу» (Р. Как), так как способствует фрустрации. При нехватке информации начинают распространяться слухи, вымыслы.

Эффективной деятельности предприятия может мешать избыток информации. Чтобы повысить информированность в организации нужно изучать информационные потребности работников, независимо от их места в структуре управления, а так же отношение личности к получаемой информации.

Эффективность информации определяет:

1.  Общий уровень потребности в социально-производственной информации всегда выше в передовых отделах, по сравнению с отстающими.

2.  Наиболее важными для себя сотрудники считают сведения по вопросам зарплаты и премирования; о людях предприятия (их труде, быте, отдыхе); об историях и традициях; об оценке труда отдельных работников.

3.  Чем активней сотрудник в социальном плане, тем выше у него потребность в социально-производственной информации, в ее качестве и количестве.

4.  Наличие положительной связи между удовлетворенностью информированием и общей удовлетворенностью работой.

5.  Развитость у сотрудников чувства хозяина своего предприятия.

3 вопрос. Общепризнанно, что эффективное функционирование любой организации предполагает бесперебойную передачу необходимой информации не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», так как устанавливается обратная связь между руководителями и подчиненными.

Можно выделить следующие формы восходящей коммуникации:

-  коммуникация между сотрудником и непосредственным руководителем

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
58 Kb
Скачали:
0