Психологическая коррекция стиля общения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Теория и практика общения.

Тема: «Психологическая коррекция стиля общения».

Цель: дать студентам знания о необходимости психологической коррекции стиля общения; учить применять знания на практике; устанавливать межпредметные связи.

План:

1. Теоретические положения коррекции стиля общения.

2. Система коррекции общения.

3. Технология работы по коррекции общения.

1 вопрос. Сущность психологической коррекции непродуктивного стиля общения состоит в гармонизации сферы внутриличностных реакций и межличностных отношений.

Представим теоретические положения, которые положены в основу психологической коррекции стиля общения.

Гармоничное общение человека с миром обусловлено его позитивным отношением к самому себе и к миру - верой в себя, в общественные ценности, в свое собственное совершенство, в позитивную сущность другого человека, лежащую в основе равновесия глубинной, свойственной каждому человеку установки «я могу» и ограничивающей установки «я не могу».

Гармония внутреннего мира человека и его внешних партнеров развивается в благоприятных взаимоотношениях, способствующих переживанию чувства доверия и личностной состоятельности, укрепляющих веру в позитивную сущность других людей. В неблагоприятных отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, насыщенных негативными эмоциями, установка «я могу» блокируется. Переживаемое при этом чувство беспомощности «невладения ситуацией» актуализирует установку «я не могу», усиливающую беспокойство, неуверенность в себе. Адекватное восприятие ситуации и партнера подменяется ожиданиями «должного ограничивающими позитивное видение себя и партнера.

Социальное «ты не можешь» («мы не можем»), возникающее насыщенных негативными переживаниями отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, порождает интенсивные эмоции страха, стыда, вины, гнева и становится источником конфликта свойственных каждому человеку установок «я хочу и могу» и ограничивающих установок «я хочу, но не могу» Именно поэтому установки «хочу и могу» и «хочу, но не могу» достаточно часто находятся в противоречии: гипертрофированная ограничивающая установка «я не могу» блокирует «я могу», лежащую в основе личностного совершенства; или доминирующая «я могу» не уравновешена социальным регулятором «я не могу». Когда динамическое равновесие установок «могу» и «не могу» нарушается, личность переживает внутренний конфликт, который рано или поздно становится межличностным.

2 вопрос. Конфликт установок «я могу - я не могу» и переживаемые при этом негативные эмоции становятся причиной дисгармонии в общении и эмоционально-рефлексивного закрепощения личности.

Исследование, доказавшее состоятельность этих положений, позволило разработать систему психологической коррекции непродуктивного стиля общения. Сюда входят: цели и задачи процесса психологической коррекции; элементы и структура психологической коррекции;

Цели и задачи процесса психологической коррекции;

Главные цели процесса психологической коррекции: эмоционально-рефлексивное освобождение личности; овладение потенциалами продуктивного стиля общения.

Их реализация требует осознавания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение человека с другими посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.

При этом усилия психолога направлены на решение пяти основных задач:

1)  осознание фактов личностной истории, обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, заблокировавших установку «я могу»;

2)  возрождение доверия самому себе, веры в духовный авторитет и позитивную сущность другого человека и восстановление депривированных звеньев структуры самосознания;

3)  освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, обиды, гнева

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
220 Kb
Скачали:
0