Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теория и практика общения" (Содержание курса. Темы практических и/или семинарских занятий)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Модель успешной деятельности, построенный на принципе отрицательной обратной связи, ее звенья.

Установка психологического контакта. Приемы: «Имя собственное»,»Золотые слова», «Любимая тема», «Зеркало отношений», их характеристика.

Соблюдение коммуникативного кодекса.

Умение слушать.

Тема 17.  Технология проведения деловых бесед.

Деловые беседы и  их функции: поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий; обмен информацией; контроль начатых мероприятий; взаимное общение работников из одной деловой среды; поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

Виды деловых бесед: кадровые, дисциплинарные, проблемные, организационные, творческие, их характеристика.

Структура деловой беседы и подготовка к ней.

Тема 20. Психологические особенности публичного выступления.

Публичное выступление:   определение замысла, актуальности цели. Приемы психологического выступления, информирование, убеждение, внушение.

Подготовка публичного вступления, его структура, репетиция. Виды собраний.

Оценка готовности аудитории к работе.

Технические приемы оратора. Причины скованности оратора. Требования к языку публичного выступления.

Тема 22. Способы убеждающего воздействия.

Логические основы убедительной речи. Понятия доказать и убедить, их составляющие.

Законы формальной логики: тождества; противоречия; исключения третьего; достаточного основания; доказательства, их характеристика.

Эффективные приемы убеждения: эмпирические аргументы; теоретические рассуждения; ссылка на традиции; ссылка на авторитет; аргумент к вере; обращение к здравому смыслу; обращение к чувствам, их характеристика.

Тема 24. Технология проведения деловых дискуссий.

Определение понятий «спор», «деловая дискуссия», «полемика». Роль ведущего в дискуссии.

Предмет спора. Позиции полемистов. Употребление понятий.

Поведение участников дискуссии.

Индивидуальные особенности участников спора. Выдержка и самообладание в споре.

Раздел III. Основные направления повышения культуры делового общения

Тема 26. Этические основы делового общения

Этика делового общения.

Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного. Моральная и социальная ответственность делового человека.

Нормы поведения и формы распоряжений.

Тема 27. Культура речи делового человека.

Язык, как инструмент общения. Культура речи делового человека, ее характеристика. Достоинства и недостатки устной речи.

Понятие функциональный стиль, его характеристика.

Использование троп в деловом общении. Сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, олицетворение- как используемые тропы.

Тема 29. Оказание влияния на людей.

Подчинение, как поведение, основанное на чужом авторитете, власти.

Взаимный обмен. Приемы: «нога в дверях», «Дверь по носу», «Подача низкого мяча», их характеристика.

Социальное доказательство.

Благорасположение и его составляющие.

Тема 30. Общение детей со сверстниками.

Развитие общения ребенка со сверстниками в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Формирование познавательного общения. Формирование личностного общения.

Типичные трудности в общении со сверстниками. Ситуации, выявляющие коммуникативные трудности в общении. Особенности общения с импульсивными детьми.

Тема 31. Общение детей в семье.

Стиль семейного воспитания и его роль в формировании общения родителей с ребенком.

Соперничество детей в семье.

Психологические особенности старшего и младшего ребенка.

Влияние родителей на конкурентные отношения детей.

Агрессия как причина вмешательства родителей во взаимоотношения детей.

Тема 33. Конфликты в деловом общении

Понятие конфликта и его социальная роль.

Виды конфликтов и причины их возникновения: организационно-управленческие; социально-психологические; личностные. Их характеристика.

Признаки конфликтной ситуации.

Тема 35. Способы упреждения и разрешения конфликтов.

Классификация конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Их характеристика. Типы поведения людей в конфликтной ситуации: «практик», «собеседник», «мыслитель».

Причины и последствия конфликтов.

Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Тема 37. Имидж делового человека

Понятие имидж, его составляющие: коммуникабельность, нравственные ценности и психическое здоровье; жизненный и профессиональный опыт личности.

Модели поведения, как составная часть имиджа.

Понятие «телесный имидж», его характеристика.

Внешний вид, как составная часть имиджа.

Тактика общения.

Тема 6. Нравственный выбор действий и поступков

Нравственный выбор действий и поступков. Понятие моральный выбор, его слагаемые: собственно действие (социально значимый акт); предшествующая ему деятельность морального сознания - побуждение, мотив, намерение, выбор, решение; последующая деятельность морального сознания - самооценка человеком своего поступка и отношение его к оценке со стороны окружающих.

Тема 7. Моральная и социальная ответственность специалиста

Понятие моральная ответственность, ее составляющие. Требования, предъявляемые к моральной оценке.

Проблема морального выбора действий и поступков.

Понятие нравственный конфликт.

Моральная и социальная ответственность делового человека

Модель социальной ответственности, ее характеристики. Уровни социальной ответственности: соблюдение закона; признание существующих требований общества и некоторое участие в социальных целях; предвосхищение новых социальных требований в общественной жизни; настоящее лидерство в области этических и социальных обязательств.

Раздел 2. Психологические основы культуры общения

Тема 8. Психологические типы личности

История изучения типологий личности (с античных времен и до наших дней).

Типология темпераментов. Их проявление в процессе общения.

Психологические типы по К. Юнгу, их характеристика.

Психогеометрическая типология С. Деллингер. Характеристика основных типов и их проявления в работе и общении.

Тема 9. Основные типы коммуникабельности людей и их учет в деловом общении

Типы коммуникабельности людей и их значение в деловом общении.

Понятие «Доминантный собеседник»,его характеристика.

Понятие «Мобильный собеседник», его характеристика.

Ригидный собеседник. Его характеристика.

Интровертный собеседник, его характеристика.

Тема 11. Сенсорные системы восприятия

Тема 12. Типичные искажения представлений о другом человеке

Тема 13. Самоподача в общении

Самоподача в общении как способность вмешательства в процесс

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
375 Kb
Скачали:
0