Индивидуальный подход к развитию речи детей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Индивидуальный подход к развитию речи детей

В коррекционной группе дошкольного  образовательного учреждения проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. В них учитываются возрастные особенности развития речи, особенности речевого развития детей с нарушениями речи,  позволяющие выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе. Методика развития речи в группе основана на следующих задачах.

·  Знание возрастных особенностей и возможностей детей.

·  Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.

·  Тесная связь с логопедическими технологиями.

·  Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.

·  Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.

·  Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

В группе имеется картотека игр,  методические пособия, рассчитанные на возраст и особенности детей с нарушениями речи. Игры и бросовый материал для развития мелкой моторики руки и работа по ее совершенствованию; картотека занятий по развитию речевого слуха; перспективные планы по лексическим темам.

Систематическая работа и методики, правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей с нарушениями речи возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка. (Возрастные особенности раскрываются в методическом пособии, а индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года -  сентябрь – октябрь первого года обучения).

По итогам диагностики мы определяем сильные и слабые стороны речи, уровни развития детей по всем направлениям программы  каждого ребенка. Проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования (сравнивается каждое полугодие и второй год обучения с первым годом),  выявляют наиболее характерные для конкретной группы речевые недостатки, исправлением которых занимаются в ходе фронтальных, индивидуальных и подгрупповых форм работы.

На основании этого отмечаются индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаются пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием контактов с семьей ребенка, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в индивидуальном порядке.

После обследования речи мы разделили детей на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.

Дети были поделены на три подгруппы по степени сложности выявленных речевых недостатков.

В первую подгруппу («Слабая») вошли дети  с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития), которые требовали самого пристального внимания, систематической подгрупповой и индивидуальной работы, с низким уровнем развития.

Во вторую подгруппу («Средняя») вошли дети с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы, средний уровень развития и выше низкого.

В третью подгруппу («Сильная») вошли дети, с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы, уровень развития выше среднего.

При подобном распределении детей оба педагога занимаются со всеми подгруппами, однако, интенсивность работы с каждой из них разная. С детьми педагоги работают каждый день (в режимных моментах, в свободное от занятий время утром и вечером). Интенсивность работы с подгруппами детей  определяется самими педагогами в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года.

В течение года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от их успехов. Так, дети из первой подгруппы, достигнув определенных положительных результатов, могут быть переведены во вторую и даже (позже) в третью подгруппу. Мы радуемся, когда в течение года количество детей в первой подгруппе уменьшается, а в третьей увеличивается.

Деление на подгруппы - не распределение призовых мест, а нормальный рабочий момент, помогающий более эффективно и качественно развивать речь каждого ребенка.

Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется еженедельно согласно лексической теме.

Для более успешной систематической индивидуальной и подгрупповой

Похожие материалы

Информация о работе