Анализ программно-методического обеспечения экологического образования дошкольников с позиций реализации коэволюционного подхода к взаимодействию с миром природы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Теория и методика экологического образования дошкольников

Тема: «Анализ программно-методического обеспечения экологического образования дошкольников с позиций реализации коэволюционного подхода к взаимодействию с миром природы»

Одной из актуальных проблем экологического образования дошкольников остается проблема разработки содержания экологических знаний. Данную проблему можно рассматривать как одну из «вечных» проблем, несмотря на то, что достаточно давно определены принципы отбора содержания знаний для дошкольников. К ним относятся:

- научность предлагаемой детям информации;

- доступность информации;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации экологической работы с дошкольниками;

-систематичности и последовательности в процессе ознакомления дошкольников с объектами, предметами, явлениями природы;

- использование наглядности в процессе организации экологической работы с детьми;

- активность детей в процессе освоения мира природы;

- краеведческий принцип;

- принцип энциклопедичности знаний.

В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» для дошкольных образовательных учреждений наряду с «Типовой программой» Т.А.Васильевой, разработан целый ряд отечественных программ «нового поколения», как комплексных («Детство», «Радуга», «Развитие»), так и парциальных, в которых находит отражение проблема экологического образования детей дошкольного возраста («Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом природа», «Гармония» и др.). Однако не все программы в полной мере и объеме решают не только проблему экологического образования дошкольников с позиций реализации коэволюционного подхода, но и проблему реализации общих задач экологического образования детей дошкольного возраста.

Остановимся на характеристике и анализе некоторых из наиболее часто применяемых на практике программах.

Программа «Детство». Представляет универсальную комплексную систему развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении, разработанную на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики: идея о развитии ребенка в деятельности и идея о развитии ребенка в процессе возникновения и разрешения внутренних противоречий. Авторами программы является коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (Т.И.Бабаева, Л.И.Гурович, В.И.Логинова, З.А.Михайлова, Н.А.Ноткина и др.). Программа составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства – младшего, среднего и старшего возраста. Основной целью программы «Детство» является начальное становление личности ребенка, формирование основ самосознания, обеспечение процесса индивидуализации в развитии, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, охрана и укрепление здоровья детей. На первый план выдвигается воспитание позитивного, гуманного отношения ребенка к окружающему миру, включая и мир природы, что полностью соответствует требованиям коэволюционного подхода. Позитивным моментом данной программы является ориентация на оптимальную реализацию интересов и потребностей каждого ребенка. Это достигается посредством насыщения, обогащения содержания образовательного процесса. Реализация потребностей детей осуществляется через приобщение каждого ребенка к изобразительному искусству, музыке, литературе и родному языку, миру природы, математике, игре. Большое значение для реализации коэволюционного подхода имеет развитие эмоциональной сферы детей, стимуляция их познавательного отношения к окружающему, введение детей в мир различных видов практической деятельности. Накопление ребенком ценностного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание, по мнению авторов программы, и с этим нельзя не согласиться, способствует раскрытию возрастного потенциала каждого ребенка. Большое внимание в программе уделяется социально-личностному развитию дошкольника, воспитанию у него позитивного отношения к окружающему миру природы, вещей, самому себе и окружающим людям. Данные качества личности рассматриваются многими современными учеными как основополагающие, базовые для успешного решения проблемы формирования экологического мировоззрения, становления экологической культуры личности.

В содержании программы выделяется четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Блок «Познание» предназначен для того, чтобы помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающей действительности (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развить познавательную активность, любознательность. Авторы программы считают, что именно на основе развивающихся познавательных умений и возможностей ребенка происходит формирование позитивного отношения к объектам и предметам окружающего мира.

Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к окружающим предметам и объектам. Направлен на понимание детьми жизненных потребностей всего живого

Похожие материалы

Информация о работе