Психологическая структура группового мнения. Структура психологии малой группы. Межличностный конфликт и его структура (Таблицы)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психологическая структура группового мнения

Познавательный компонент

1

Эмоциональный

компонент

Волевой

компонент

Определенный уровень понимания и оценки

Переживание своего отношения к происходящему

Способность управлять своим поведением

Механизм развития группы

Надпись: Противоречия

Надпись: Конфликт

Надпись: Гармония

Надпись: Возникновение
противоречий
Надпись: Разрешение
противоречий

Снятие

противоречий


Структура психологии малой группы

Надпись: Социально-психологические явления

Надпись: Волевые

Надпись: Эмоциональные

Надпись: Интеллектуальные

Надпись: Мотивационные

Надпись: Установки
Требования
Решимость
Настойчи-вость


Надпись: Настроения
Социальные чувства (например, патриотизм, интернациона-лизм …)
Надпись: Мнения
Взгляды
Убеждения
Предрассудки
Иллюзии

Надпись: Потребности
Интересы
Запросы
Стремления
Традиции
Привычки
Обычаи

Надпись: возникающие в процессе непосредственного взаимодействия

Надпись: Симпатии Антипатии Взаимные оценки Притязания Авторитет Самоутверждение Лидерство


Классификация группового мнения

Надпись: Классификация группового мнения

Надпись: По форме проявленияНадпись: По направленности

Надпись: Официальное Негативное 

Надпись: Передовое 
Позитивное

Надпись: Неофициальное
Внутреннее

Надпись: Официальное
Внешнее


Иерархия потребностей по А.Маслоу

Надпись: Самовыражение

Надпись: Потребности
роста
Надпись: Уважение

Надпись: Социальные

Надпись: Безопасности и защищенности

Надпись: Потреб-ности
нужды

Надпись: Физиологические


Двухфакторная теория Герцберга

Гигиенические факторы

Мотиваторы

Политика компании и ее администрирование

Достижения

Технический надзор

Признание

Зарплата

Работа как таковая

Межличностные отношения с начальником

Ответственность

Условия работы

Продвижение


Психологическая структура группового мнения

Надпись: Психологическая структура группового мнения

Надпись: Волевой 
компонент
Надпись: Эмоциональный компонентНадпись: Познавательный компонент

Надпись: Способность управлять своим поведениемНадпись: Переживание своего отношения к происходящему

Надпись: Определенный уровень понимания и оценки


Этапы развития группового мнения

Надпись: Этапы развития группового мнения

Надпись: Этапы Надпись: Результат

Надпись: Процессы

Надпись: Личная оценка переживаемого события
Надпись: Непосредственное
переживание членами группы событий, 
их оценка и осмысливание

Надпись: 1 этап

Надпись: 2 этапНадпись: 3 этапНадпись: Формирование группового мнения
Надпись: Трансформация личного мнения в групповоеНадпись: Устойчивый процесс объединения различных точек зрения вокруг основных, доминирующихНадпись: Обмен членов группы переживаниями, оценками по поводу события


Основные типы взаимоотношений

Надпись: Их проявлениеНадпись: Типы взаимоотношений

Надпись: Положительно направленныеНадпись: Отрицательно направленные

Коллективистские

---------

групповая сплоченность

круговая порука

Практические

---------

взаимопомощь

эгоизм

Коммуникативные

---------

общительность

замкнутость

Познавательные

---------

взаимопонимание

рассогласованность мнений

Эмоциональные

---------

симпатия

антипатия

Волевые

---------

взаимоуступчивость

упрямство

Ролевые

---------

лидер

ведомый

Моральные

---------

доброта, забота

равнодушие

Правовые

---------

долг, ответственность

безответственность

Надпись: Создают возможность конфликтаНадпись: Ведут к сотрудничеству


 


Психологическое содержание барьеров взаимоотношений

Барьеры на пути взаимоотношений

Их психологическое содержание

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО порядка

-  устойчивые отрицательные эмоции к собеседнику (страх, гнев, ненависть, отвращение и т.п.);

-  разъединяющие чувства (стыд, зависть, пошлость, недоверие, подозрительность);

-  плохое настроение, аффекты, растерянность;

-  эмоциональная неустойчивость;

-  эмоциональные перегрузки, усталость и т.п.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО порядка

-  недостаточные знания основ психологии и психологии партнера по общению;

-  слабое знание и понимание основных приемов вербального и невербального общения;

-  незнание основных правовых, морально-этических норм, обычаев, традиций;

-  слабое развитие внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, представления и др.

ПОВЕДЕНЧЕСКОГО порядка

-  слабые навыки и умения вербального и невербального общения;

-  неумение управлять своими эмоциями и психическими состояниями;

-  нарушение в ходе общения правовых, морально-этических норм и такта;

-  неумение учитывать в ходе общения социально-психологических особенностей партнера (социальный статус, пол, возраст, национальность, психическое состояние и др.)


Способы формирования взаимоотношений

Надпись: «Значительность»
«Умение слушать»
«Имя мое»
«Личная жизнь»
«Я вижу…  Я хочу»
Надпись: «Улыбка»
«Взгляд»
«Жест»
«Дистанция»
«Прикосновение»
Надпись: Преимущественно сознательного
уровня
Надпись: Преимущественно бессознательного уровняНадпись: С П О С О Б Ы


Социальная психология

Тема: Социализация и социально-психологическая адаптация личности

Сущность социализации

Надпись: Социализация

Надпись: Усвоение социального опыта

Надпись: Воспроизводство социального опытаНадпись: Преобразование социального опыта в личностные установки, ценностные ориентации

Надпись: Интериоризация

Надпись: Экстериоризация

Надпись: ЧеловекНадпись: Человек

Надпись: как субъект общественных отношенийНадпись: как объект общественных отношений


Социальная психология

Тема: Социализация и социально-психологическая адаптация личности

Сферы формирования личности в процессе социализации

Надпись: Сферы формирования личности

Надпись: ДеятельностьНадпись: СамосознаниеНадпись: Общение

Надпись: Становление 
«образа Я»
Надпись: Расширение, умножение и спецификация контактовНадпись: Освоение новых видов деятельности и осмысление их значимости

Надпись: Знание себя

Надпись: Углубление общения
•	Переход от моно к диалогу;
•	Децентрализация, т.е. умение ориентироваться на других.
Надпись: Ориентировка в различных видах деятельности

Надпись: Оценка себя

Надпись: Центрирование – выбор главного вида деятельностиНадпись: Отношение к себе


Структурные стороны общения

Надпись: Структура общения

Надпись: стороны общения

Надпись: КОММУНИКАТИВНАЯНадпись: ПЕРЦЕПТИВНАЯНадпись: ИНТЕРАКТИВНАЯ


Параметры вербального общения

Надпись: ЭкстралингвистическиеНадпись: ПаралингвистическиеНадпись: Лингвистические

Надпись: Свойства
голоса
Надпись: Разделительные
речевые звуки
Надпись: Владение
языком

-  лексика;                                                 - диапазон;                                                  - шепот;

- идеоматика;                                             - тональность;                                             - вздохи;

- стилистика;                                              - дикция;                                                     - плач;

- грамматика;                                             - интонация;                                                         - звуки назализации;

- фонетика …                                             - модуляция;                                       - смех;

- тембр;                                                       - сопения;

- ритм;                                                         - кашель;

- темп …                                                     - нулевые звуки.


Параметры невербального общения



Параметры невербального общения

Надпись: Проксемика

Надпись: Такесика

Надпись:                                                     
Изучает прикосновения в ситуации общения

Надпись: Исследует дистанции в процессе общения людей

Надпись: Кинестика

Надпись: Изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций

Надпись: МимикаНадпись: Исследует жестовые движения отдельных частей
Надпись: ЖестикаНадпись: Пантомимика

Надпись: Изучает движения мышц лица
Надпись: Изучает моторику всего тела


Модель стилей управленческого общения

Надпись: Мотив взаимопонимания

Надпись: ДемократическийНадпись: Либеральный

Надпись: интеграция

Надпись: пассивность - активность

Надпись: дифференциация

Надпись: мотив избегания неудачи

Надпись: мотив достижения успеха

Надпись: мотив
власти

Надпись: Властный

Надпись: Отчужденный


Краткие психологические характеристики стиля общения

Стиль общения

ХАРАКТЕРИСТИКА

Общитель-

ность

Тон

обращений

Делови-

тость

Дистанция

в общении

Функцио-

нальность речи

Демокра-

тичный

умеренная

доброжела-тельный

высокая

средняя, может изменяться

понятная, дилогичная

Либеральный

высокая

миролюбивый, заискивающий

ниже среднего

малая, выражает свои чувства

средняя, иногда ниже среднего

Отчуж-денный

низкая, иногда повышает-ся

сухой, холодный, недоброже-лательный

средняя, формален

большая, закрытый

краткая, монологич-ная

Властный

высокая при решении задач

недоброжела-тельный, угрожающий

высокая

может сократиться до бестактности

низкая, низкая культура речи


Краткие характеристики управленческой деятельности

Стиль общения

ХАРАКТЕРИСТИКА

Целеполагание

Координация деятельности

Контроль за подчинен-ными

Способы управленческого воздействия

Стиль деятельности

Демокра-

тичный

обеспече-ние понимания задач

как через руководителя, так и самостоятельно

само-контроль

информиро-вание, разъяснение, убеждение, поощрение, побуждение

демократи- ческий, деловой, товарище-

ский

Либеральный

формаль-ное доведение задач

больше организуется стихийно

полное доверие с элементами попусти-тельства

уговаривание, упрашивание, самокритика

средняя, иногда ниже среднего

Отчуж-денный

детальное описание условий задач

через руководителя с элементами самостоятель-ности

средний, недоверие к само-контролю

увещевание, принуждение, критика, побуждение

администра-тивный, директив-ный, бюро-кратический

Властный

обеспечивает постановку задач

только через руководителя

высокий

принуждение, подавление, пример, опора на власть

авторитар-ный, властный, подавляю-щий


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО СТРУКТУРА

Надпись: Признаки трудной ситуации

Наличие трудности, осознание угрозы, препятствия на пути к достижению цели

Состояние психической напряженности, как реакция личности на трудность, преодоление которой личностно значимо

Заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО СТРУКТУРА

Виды конфликтов по блокированным потребностям

Надпись: Потребности

Надпись: МатериальныеНадпись: Социальные Надпись: Духовные

Надпись: Идея, нормаНадпись: Статус в группеНадпись: Ресурсы Надпись: Объект удовлетворения потребностей

Надпись: Тип конфликтаНадпись: Конфликт из-за идей, нормНадпись: Статусно-ролевойНадпись: Ресурсный

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО СТРУКТУРА

Виды социальных и внутриличностных конфликтов

Надпись: Виды конфликтов

Надпись: Внутриличностные

Надпись: Социальные

Надпись: Межличностный
Надпись: Между личностью и группой
Надпись: Нужно – не могуНадпись: Хочу – не могу

Надпись: Могу – не хочуНадпись: Могу – не нужно


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО СТРУКТУРА

Факторы и причины конфликтов

Надпись: Факторы и причины конфликтов

Надпись: Организационно-управленческие
Надпись: Объек-тивные

Надпись: Личност-
ные

Надпись: Социально-психологические

Организационно-управленческие причины конфликтов

Надпись: Организационно-управленческие 
причины конфликтов

Надпись: Ситуативно-управлен-
ческие
Надпись: Структурно-организаци-онныеНадпись: Функцио-
нально-организаци-
онные

Надпись: Личностно-функцио-нальные


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО СТРУКТУРА

Влияние конфликта на социальное окружение

Надпись: В отношении социального окружения

Надпись: Деструктивная 
функция

Надпись: Конструктивная функция

1.  Выступает как средство активизации социальной жизни группы, формирует новации в профессиональной сфере и сфере деятельности.

2.  Высвечивает нерешенные проблемы в групповой деятельности.

3.  Зондирует групповое мнение.

4.  Может выполнять роль сплочения группы.

5.  Повышает дисциплину, сближает руководство с подчиненными.

1.  Нарушает систему коммуникации, взаимосвязей.

2.  Отрицательно влияет на взаимоотношения, социально-психологический климат.

3.  Ослабляет ценностно-ориентационное единство группы.

4.  Может на длительное время снизить эффективность деятельности всей группы.


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО СТРУКТУРА

Влияние конфликта на конфликтующие стороны

Надпись: В отношении участников конфликта

Надпись: Деструктивная 
функция

Надпись: Конструктивная функция

1.  Полностью или частично устраняет противоречия, высвечивает узкие места, нерешенные вопросы.

2.  Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические характеристики сотрудников.

3.  Ослабляет психологическую напряженность в отношениях, снимает отрицательные эмоции.

4.  Является источником развития личности в группе и стабилизации межличностных отношений.

5.  Может улучшить качество индивидуальной деятельности.

6.  При отстаивании справедливых целей повышает авторитет.

7.  Является средством самоутверждения личности в группе. В этом случае конфликт рассматривается как конфликт роста личности, ее социализации.

1.  Оказывает негативное влияние на морально-психологическое состояние участников.

2.  Сопровождается физическим или психологическим давлением, что травмирует участников.

3.  Всегда сопровождается стрессом и негативно влияет на состояние здоровья.

4.  Происходит нарушение межличностных отношений.

5.  Формирует негативный образ оппонента (врага), следовательно, формируется предвзятое отношение, готовность действовать в ущерб.

6.  Негативно влияет на результат деятельности участников в период эскалации.

7.  Конфликтный способ взаимодействия может закрепиться в социальном

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
329 Kb
Скачали:
0