Деловые и ролевые игры, как одна из форм интерактивного обучения, в рамках предмета «Социальная психология»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Деловые и ролевые игры, как одна из форм интерактивного обучения, в рамках предмета

«Социальная психология»

В условиях рыночной экономики необходим высокий уровень профессиональной квалификации работника, его компетентности. Это значит, что на первый план работы ссуза выдвигается задача повышения качества подготовки специалиста. Для студента, будущего специалиста важны не столько теоретические знания, умения, навыки, а самостоятельность в информационном пространстве. Важно умение использовать знания в новых условиях, применять их в новых ситуациях; быстро выбирать то, что ему действительно подходит, и в чем он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма. Решению этих задач способствует интерактивное обучение, в частности, ролевые и деловые игры.

Интерактивное обучение является разновидностью педагогических технологий, применяющихся в нашем учебном заведении. Оно призвано обеспечить переход к построению учебного процесса, гарантирующего достижение запланированного результата, обеспечить умение применять теоретические знания в новых ситуациях. С педагогическими технологиями интерактивное обучение объединяют общие признаки: наличие конкретной цели,  определенная последовательность операций, наличие необходимых средств, возможность оперативного контроля результатов,  учет конкретных условий.

Деловые и ролевые игры, как разновидность интерактивных технологий, обладают колоссальным потенциалом для решения поставленных задач, так как захватывают человека. Это единство мыслей, чувств, движений. Это уникальное пространство «как бы», что пробуждает творческий потенциал студента. Они направлены на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников. Это очень перспективное направление в плане подготовки будущих специалистов.

Интерактивное обучение осуществляется с помощью деловых и ролевых игр. В основе деловых игр лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику, обеспечивающую включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. К основным признакам учебной деловой игры относятся: моделирование процесса деятельности; наличие общей цели у игрового коллектива; коллективная выработка решений участниками игры; реализация в процессе игры «цепочки решений»; многовариантность решений, включая альтернативные; наличие управляемой эмоциональной напряженности; наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Деловой игре предшествуют лекции, практические занятия, семинары. Итогами игры являются:  лучшее усвоение материала,  приближение обучения к реальным условиям, коллективная ответственность за подготовку и уровень знаний каждого студента, сокращение периода адаптации в будущей деятельности, умение находить оптимальные решения.

Занятие с использованием деловых игр состоит  из двух блоков: теоретического (вводного) и практического. Теоретический блок представляет собой усвоение того или иного учебного материала, проговаривания отдельных ключевых моментов теории и т. д. Практический блок представляет деловую игру, в ходе которой студенты должны отработать на практике теоретические положения в новой для себя ситуации.

Деловая игра проводится по заранее подготовленному сценарию, имеет свою игровую цель и задачи. Деловые игры позволяют:

♦  Быть быстрыми в исполнении. Игровую ситуацию следует использовать с целью обогащения или дополнения теоретических знаний. Время, уделенное игре, должно быть минимальным. Это могут быть от 5 – или 10 – секундной индивидуальной оценки наглядной иллюстрации или устной цитаты преподавателя до 20 – или 30 – минутных  групповых обсуждений упражнений.

♦  Быть недорогостоящими. Ничего не нужно покупать ни для того, чтобы внешне способствовать игре, ни для того, чтобы облегчить работу преподавателя.

♦  Привлекать много участников. Чтобы игры проводились эффективно, в них должны участвовать все студенты или большая их часть. Игры призваны помочь студентам сосредоточить свое внимание и заставить их думать, реагировать, разговаривать и, что наиболее важно, развлекаться, занимаясь работой.

♦  Быть эффективными. Игры всегда будут работать на преподавателя, если он подберет игру нужного содержания.

♦  Легко приспосабливаться. Удачные игровые действия применимы ко многим ситуациям, и это помогает заострить внимание на вопросах, которые преподаватель намерен обсудить на занятии.

♦  Ставить перед собой одну цель.Лучше всего использовать игры, которые демонстрируют или иллюстрируют только один, самый важный вопрос. Пусть они будут простыми и короткими, но они выполнят свое назначение

Похожие материалы

Информация о работе