Психология детей со сложными нарушениями развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Слепоглухой должен опираться на свой двигательный и осязательный опыт, поэтому важно стимулировать своевременное появление разнообразной двигательной активности – переворачивание, подтягивание, хватание, сидение, прямохождение. От этого зависит будущая ориентировка в пространстве и восприятие слепоглухого человека.

Им характерна необыкновенная тонкость обоняния.

Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности ребенок может на расстоянии ощущать происходящее вокруг его. Вибрационные ощущения могут стать основой для формирования устной речи.

4 вопрос. В случае сложного сенсорного нарушения очень велика вероятность ущербного, иждивенческого развития личности. Это объясняется рядом причин:

а) это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития – слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей, к эгоцентризму. Складывается чрезмерная зависимость ребенка от других людей, невозможность своевременного формирования необходимых бытовых навыков.

б) эти причины связаны с отношением к такому ребенку окружающих. Как правило, окружающие ребенка близкие люди, могут проявлять излишнюю тревогу, обеспокоенность, жалость, что снижает требовательность к ребенку, а оценка успешности его деятельности  может стать излишне завышенной. Может создаться ситуация гиперопеки. Все это формирует завышенную самооценку ребенка, стремление уйти от любых трудностей.

в) относятся проблемы, связанные с практикой обучения и воспитания, при котором ребенок становится объектом. Его учат, воспитывают, а не сам он учится и воспитывается.

5 вопрос. У этих детей есть условия для психического развития. При сохранных познавательных возможностях, правильном поведении родителей такие дети способны к определенному спонтанному развитию. Показателем успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Освоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

Благодаря взрослому ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций. Предмет или сигнал, изображающий тот или иной вид деятельности могут стать сигналом каждой значимой для ребенка ситуации.

Огромное значение для формирования правильного представления об окружающем мире имеет лепка. Моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение первых слов, когда одним названием можно назвать реальный предмет и его изображение. Обучение идет через организацию совместных действий ребенка и взрослого (взрослый действует руками ребенка), которые превращаются сначала в разделенные со взрослым (взрослый начинает, а ребенок заканчивает действие), а затем и в полностью самостоятельные действия. Научив ребенка действовать самостоятельно, следует учить его следить руками за действиями других людей. Благодаря этому формируются условия для подражания, что очень важно для полноценного социального развития человека. Расширяется и обобщается значение жестов и слов, обозначающих не только конкретную чашку, но и другие чашки. Например, прежде чем приступить к обучению чтению и письму, необходимо сформировать «установку» на чтение. Их учат наблюдать за действиями с сюжетными игрушками. Детей учат «видеть» реальные действия других людей. Сюжетные игрушки для таких детей сначала выступают как реальные предметы. Кукла не осознается как модель человека, но ее можно использовать для отработки навыков одевания, кормления, причесывания и так далее.

Настоящая сюжетно-ролевая игра развивается в школьном возрасте.

Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении таких детей этот период может занять и дошкольный и школьный возраст. Овладение письмом и чтением часто занимает весь школьный возраст

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
44 Kb
Скачали:
0