Рабочая программа дисциплины «Социальная психология» для специальности «Правоведение» (Тематический план учебной дисциплины. Итоговая контрольная работа)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030503.51 «Правоведение»

регистрационный номер 04-0201-Б

от 21.02.2002г.

Заместитель директора

____________________

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030503.51 «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

-  знать закономерности общения,

-  социально-психологические феномены группы и общества,

-  пути социальной адаптации личности;

-  уметь пользоваться простейшими приемами  саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

-  быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030503.51 «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Социальная психология:

-  социальная психология как наука, ее предмет и методы;

-  социализация личности;

-  межличностные отношения;

-  психология общения: содержание, цели и средства общении;

-  техника и приемы организации коммуникаций;

-  группа как социально-психологический феномен: виды и структура групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности;

-  природа конфликтов и пути их разрешения;

-  человек и труд;

-  человек как субъект труда;

-  мотивы трудовой деятельности;

-  психология профессий.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030503.51 «Правоведение»

Задача курса: Обеспечить усвоение студентами основных социально-психологических категорий и понимание ключевых проблем этой дисциплины, а также применение психологических знаний для анализа собственной личности, своего места в социуме, совершенствования поведения и общения.

Предлагаемая программа продолжает единую программу по психологии для колледжей, она тесно связана с предыдущими курсами, исключает дублирование тем.

Результатом изучения курса «Социальная психология» должно стать:

-  знание студентами основных социально-психологических категорий;

-  система знаний о закономерностях и способах регулирования общения;

-  о механизме деятельности группы;

-  приобрести навыки коммуникации и социальной перцепции;

-  приобрести умения социально-психологической диагностики.

При чтении лекций, провидений практических работ в процессе самостоятельной работы должно быть предусмотрено использование современных технических средств обучения, моделирование конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, применение  деловых и ролевых игр и другие формы и средства активизации творчества студентов.

На изучение данной дисциплины учебным планом предусмотрено 47 часов; из них: на лекции – 18 часов, практические занятия  – 8 часов. Самостоятельная работа – 21 час. Максимальная нагрузка на студента – 47 часов.

Форма контроля данного курса - контрольная работа.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование разделов и тем

Максим.учебная нагрузка студента

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

Лекции

Практ. и лабора торные занятия

Раздел 1. «Предмет социальной психологии»

3

2

2

1

1.1.

Введение в социальную психологию.

1

1

1

1.2.

Методы социальной психологии.

2

1

1

1

Раздел 2. «Социальное развитие человека

10

6

4

2

4

2.1.

Социализация

2

2

2

2.2.

Социально-психологическая адаптация личности

8

4

2

2

4

Раздел 3. Социальная психология общения

10

6

4

2

4

3.1.

Содержание, функции, виды общения.

2

2

2

3.2.

Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения.

8

4

2

2

4

Раздел 4. «Психология социальных сообществ»

16

8

6

2

8

4.1.

Группа как социально-психологический феномен

2

2

2

4.2.

Социально-психологические явления в малой группе. Личность в группе

8

4

2

2

4

4.3.

Социально-психологическая характеристика конфликтов

6

2

2

4

Раздел 5. Основы психологии труда

8

4

2

2

4

5.1.

Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности

1

1

1

5.2.

Психология профессий

7

3

1

2

4

ВСЕГО:

47

26

18

8

21

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Предмет социальной психологии

Основные понятия:

-  социальная психология,

-  методология,

-  феноменология,

-  наблюдение,

-  опрос,

-  беседа,

-  интервью,

-  анкетирование,

-  эксперимент,

-  тестирование;

-  психологическая структура личности,

-  темперамент,

-  характер и акцентуации характера,

-  типы людей и «локус контроля».

Основные знания: 

-  о предмете социальная психология,

-  об истории социальной психологии,

-  теоретические и эмпирические источники социальной психологии,

-  концептуальные основы социальной психологии;

-  о методе наблюдения,

-  об особенностях его проведения,

-  о методе опроса и его разновидностях,

-  особенности составления анкет,

-  о методике проведения тестирования.

Основные умения:

-  работать с литературой;

-  анализировать, структурировать теоретический материал.

Тема 1.1 Введение в социальную психологию

Социальная психология в системе научного знания. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии. Концептуальные основы социальной психологии.

Тема 1.2 Методы социальной психологии

Условие и техника проведения социально-психологического исследования. Требования к социально-психологическому исследованию: надежность, валидность, точность. Этапы проведения социально-психологического исследования.

Наблюдение как метод целенаправленного фиксирования явлений, интересующих исследователя. Его виды. Процедура проведения.

Метод изучения документов. Метод опроса, как метод сбора первичной информации. Беседа, интервью, анкета.

Социально-психологический эксперимент. Его виды. Процедура проведения. Тестирование, его виды.

Самостоятельная работа

·  составить краткую характеристику вклада ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии;

·  составить кроссворд по теме.

Раздел II. Социальное развитие человека

Основные понятия:

-  социализация,

-  конформизм,

-  негативизм;

-  социально-психологическая адаптация,

-  социальное развитие,

-  социальная виктимология.

Основные знания:

-  общее понятие социального развития человека,

-  стереотипы понимания социального развития человека,

-  социально-психологическая адаптация,

-  понятие «проблемная ситуация».

Основные умения:

-  выступать публично на заданную тему;

-  отстаивать свою точку зрения в полемике;

-  привлекать внимание слушателей

-  выделять причины превращения человека в жертву социализации и анализировать их.

-  выделять причины социальных и феноменологических факторов виктимилизации.

Тема 2.1 Социализация

Специфика современной социализации: деятельность, гуманизация детства, образование и приобретение профессии, творчество, новые требования к характерологическим чертам.

Концепция А.В. Петровского о стадиях развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Механизмы социализации: подражание, имитация, идентификация, полоролевая тенденция, социальная оценка желаемого поведения.

Понятие конформизма и негативизм.

Тема 2.2. Социально-психологическая адаптация личности

Понятие социального развития. Связь развития с ВПФ (высшей психической функцией) и социального развития. Концепция Л.С. Выгодского о ВПФ.

Стереотипы понимания социального развития человека: ограничения возраста социального развития, абсолютизации детства, психологический фатализм, абсолютизации задатков и способностей, неограниченных возможностей.

Понятие социально-психологическая адаптация личности. Проблемная ситуация как процесс социально-психологической адаптации личности, ее характерные черты. Разновидности адаптации.

Периодизации развития человека. Концепции Э. Эриксона о нормальной и аномальной линиях развитии личности.

Практические занятия

·  Человек как жертва социализации (учебная конференция)

Самостоятельная работа

·  Подготовка выступления на учебную конференцию;

·  Выпуск бюллетеня по материалам конференции.

Раздел III. Социальная психология общения

Основные понятия:

-  общение;

-  дефицит общения;

-  пресыщение общением;

-  коммуникация;

-  вербальные и невербальные средства коммуникации;

-  коммуникативный потенциал;

-  рефлексивное и нерефлексивное слушание,

-  идентификация,

-  эмпатия,

-  рефлексия,

-  интеракция,

-  кооперация (сотрудничество),

-  конкуренция (конфликт).

Основные знания:

-  понятие общения, виды общения,

-  особенности общения в современном мире,

-  уровни общения,

-  диалогическое и монологическое общение,

-  функции общения,

-  критерии удовлетворенности общением.

Основные умения:

-  уметь различать рефлексивное и нерефлексивное слушание,

-  уметь «читать» другого человека как книгу при помощи невербальных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
184 Kb
Скачали:
0