Организация самостоятельной работы студентов по предмету «Социальная психология»: Методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

16

 

Александровск-Сахалинский педагогический колледж

Сахалинского государственного университета

ЦК педагогики

и психологии

Методическое пособие в помощь студентам изучающим предмет

 «Социальная психология»

Преподаватель:

Александровск-Сахалинский

2005


АСПК СахГУ

Печатается по решению ЦК педагогики и психологии

Пособие составлено преподавателем:


Данное методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по предмету «Социальная психология» как очного, так и заочного отделения.

Пояснительная записка

Самостоятельная работа студентов как средство организации овладения ими знаний о системе человеческих отношений, о закономерностях их формирования и развития в новом поколении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования выходит на первые позиции. Самостоятельная работа студентов – будущих специалистов стоит на особом мест, так как основным условием современной социализации является не только получение знаний, умений и навыков, а умение самостоятельно добывать знания и применять их в новой ситуации. Помимо практической значимости этот вид учебной деятельности имеет большое практическое значение. Он формирует самостоятельность не как совокупность определенных умений и навыков, а как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Основная цель самостоятельной работы по «Социальной психологии» – учебная: закрепить пройденный материал, подготовиться к практической, лабораторной работе, к семинару. Отработать умения применять полученные знания в новой ситуации. Воспитывать желание работать над формированием своей личности как конкурентно способного специалиста.


Самостоятельная работа №1

ТЕМА: Методы социальной психологии.

Цель: уточнение знаний и навыков по методам социальной психологии.

Задачи: установить межпредметную связь общей психологии и социальной психологии; выделять особенности применения методов научного исследования в рамках данной дисциплины; способствовать формированию желания применять полученные знания при написании курсовой и выпускной квалификационной работы.

План:

1.  Методологические основы социальной психологии.

2.  Наблюдения и эксперимент как методы социально-психологической диагностики, их достоинства и недостатки.

3.  Использование опроса в социально-психологической диагностике.

4.  Контакт-анализ как метод социально-психологической диагностики.

5.  Тестирование социально-психологическое явление.

6.  Нетрадиционные методы социально-психологической  диагностики.

Основные понятия: методология; наблюдение; эксперимент; опрос; контакт-анализ.

Методы изучения: Определите основные подходы к определению методология, проработайте литературу и выделите достоинства и недостатки каждого метода изучения социально-психологических явлений. Приведите примеры.

Форма контроля – практическая работа, тестовый опрос, курсовая, выпускная квалификационная работа

Вопросы:

1.  Что такое методология?

2.  Объясните  понятие «», «надежность», «точность».

3.  Сопоставьте наблюдение и эксперимент как методы социальных исследований, выделите достоинства и недостатки.

4.  В чем трудности составления анкет?

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

3. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др. Социальная психология. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. – 600 с.

Самостоятельная работа №2

ТЕМА: Человек как жертва социализации.

Цель: получение представлений о человеке как жертве социализации.

Задачи: помочь осознать аспекты отрицательного воздействия социализации на развитие личности; воспитывать умение ориентироваться в видах и истоках формирования деструктивного поведения; формировать желание защищать свою личность от пагубного влияния социализации; стимулировать желание сопротивляться формированию отклонений в развитии личности.

План:

1.  Понятие виктимология.

2.  Социальные факторы виктимизации.

3.  Феноменологические факторы виктимизации.

4.  Деструктивное поведение.

5.  Социальные права детей.

Основные понятия: виктимология; виктимизация; агрессия; девиация

Методы изучения:

1.  Проанализируйте социальные факторы, способствующие виктимизации человека, с точки зрения их распространенности в студенческой социальной группе, используя книгу  Л.М.Семенюк «Психологические особенности  агрессивного поведения  подростков и        его коррекции».

2.  Опишите  типологию агрессивного поведения человека.

Вопросы:

1.  Каковы различия между понятиями «виктимность», «виктимизация», «виктимология», «социально-педагогическая виктимология»?

2.  Разъясните понятие «демографические тенденции». Каким образом демографические тенденции определяют жизнедеятельность социальных групп? От чего зависят демографические тенденции?

3.  Какие социальные факторы виктимизации вы можете назвать?

4.  Является ли феномен агрессии неизбежным следствием действия неблагоприятных социальных факторов?

5.  Что такое отклоняющееся поведение? Опишите основные варианты отклоняющегося поведения, используя любую типологию.

6.  В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми с точки зрения их социализации?

Форма контроля – учебная конференция, семинарское занятие

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
93 Kb
Скачали:
0