Социальное развитие человека. Модели социального развития. Динамика социального развития в процессе онтогенеза

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема: «Социальное развитие человека»

Цель: дать студентом представление об особенностях социального развития человека, его стереотипах; научить выделять закономерности этого процесса; устанавливать межпредметные связи с педагогикой и возрастной психологией. Научить применять полученные знания на практике.

План:

1. Общее понятие социального развития человека.

2. Стереотипы понимания социального развития человека.

3. Модели социального развития.

4. Временные характеристики индивидуального и социального развития человека.

5. Динамика социального развития в процессе онтогенеза.

6. Личностная зрелость.

7. Закономерности социального развития человека.

Развитие – всеобщий принцип организации природы и человека. Это неотразимое, направленное, закономерное изменение, характерное для состава и структуры состояния субъекта.

Необратимость – отсутствие возможности субъекта развития возвратиться к любому предшествующему состоянию.

Направленность – существование системы развития, которое побуждает организм развиваться в высшие формы.

Закономерность – в процессе развития осуществляется переход из одного качественного состояния к другому.

Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени. Это изменение выражено количественно, качественно и структурно.

Факторы развития: 

1. Задатки – генетически обусловленные особенности психических процессов, на основе которых формируются способности под влиянием обучения и воспитания.

 2. Активность.

 3. Внешнее окружение.

Стереотипы понимания социального развития человека

1. Стереотип ограничения возраста социального развития человека – побочный эффект результатов исследования в области возрастной и детской психологии. Это не так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни – физическое, интеллектуальное, социальное, духовное.

2. Стереотип абсолютизации детства – ошибочное представление о том, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. З. Фрейд, Э. Берн, Г.  Олпорт и др. Г. Олпорт выдвинул теорию о функциональной автономии мотивов взрослого человека. Мотивы личности развиваются на протяжении жизни и постепенно становятся независимыми от его детских мотивов. Чем более независимы мотивы взрослого человека от его детских мотивов, тем выше уровень социального развития.

3. Психологический фатализм. Он включает представление о том, что индивидуальное развитие личности не содержит в себе возможности вариантов, все предопределено генетически и провоцируется системой обстоятельств в которые попадает человек. На самом деле – человек это субъект собственного развития.

4. Стереотип абсолютизации задатков и способностей. Многие педагоги и родители убеждены в том, что задатки обязательно разворачиваются в способности, но забывают тот факт, что главное это желание на основе которого возникают мотивы, побуждающие к деятельности.

5. Стереотип неограниченных возможностей. Возможности рассматриваются абстрактно, безотносительно к конкретному человеку, живущему в реальном мире. Для достижения социальной самоидентификации, т.е. способности личности выбирать именно то, что ей больше всего подходит и соответствует, необходимо понимать свои ограничения и, по возможности, работать с ними. Вера и убеждение выступают  в качестве мобилизующего, стимулирующего и суггестивного условия выполнения деятельности на высочайшем уровне исполнения.

Модели социального развития:

1. Эволюционная. Эта модель связана с представлением о том, что развитие есть плавный, медленный процесс изменений и преобразований. Сторонники утверждают, что она отражает нормальный путь развития человека. Наличие кризисов указывает на нерешенные социальные проблемы. Например, у подростков кризис только в цивилизованных странах; у первобытных народов кризис отсутствует.

2. Кризисная и скачкообразная. Кризисы рассматривают как нормативное психическое явление. Развитие может происходить бурно с конфликтами и кризисами, причем конфликты могут быть внутриличностными и с окружающими людьми. Социальное развитие рассматривается как поэтапный процесс, причем

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0