Изучение учебной мотивации студентов первого курса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Изучение учебной мотивации студентов первого курса

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации 1.1. Основные подходы к исследованию 1.2. Учебная мотивация 1.3. Виды мотивов учебной деятельности 1.4. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи 1.5. Профессиональная мотивация 1.6. Возрастные особенности юношеского возраста ГЛАВА 2. Работа педагога-психолога по изучению мотивации учебной деятельности студентов 2.1. Характеристика мотивации учебной деятельности у студентов первого курса 2.2. Разработка программы по повышению мотивации к учебной деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.Г.Асеев, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, З.Фрейд, А. Реан и др.).

Мотивация – система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности

  • Мотивация учебной деятельности характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
  • Выделяются следующие мотивы учебной деятельности:
  • Направленность на получение знаний;
  • Направленность на получение профессии;
  • Направленность на получение диплома

Проблема развития учебной мотивации сложна и многогранна. Она включает в себя:

  • определение роли мотивации в обучении и воспитании студентов,
  • содержание и механизмы ее формирования.
  • выявление сущности познавательного интереса,

Объектом нашей работы стала личность студента первого курса.

  • Предметом – мотивация учебной деятельности.
  • Цель: изучение мотивации учения у студентов первого курса.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме с целью выяснения теоретических основ формирования учебной мотивации у студентов. 2. Изучить мотивацию учебной деятельности студентов первого курса, дать анализ и обобщить полученные результаты. 3. Разработать программу по повышению учебной мотивации.

Исследование проводилось в АСК(Ф) СахГУ в марте 2007-2008 учебного года в группах первого курса.

Для достижения поставленной нами в работе цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить и выявить мотивы учения студентов первого курса.
  2. Разработать программу повышения учебной мотивации

Психолого-педагогические особенности работы со студентами первого курса определяются следующими личностными особенностями:

  • у студентов завершается период взросления,
  • практически завершено интеллектуальное развитие;
  • формируется склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
  • утверждается в разнообразных формах социальное взаимодействие.
  • эмоционально-волевая сфера характеризуется большей устойчивостью и зрелостью.
  • заметно укрепляются волевые качества: настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой.
  • способность к сознательной регуляции своего поведения развита еще не в полной мере.

В марте 2007-2008 учебного года в группах первого курса была проведена диагностическая методика Т.И Ильиной «Мотивы обучения в ССУЗе» с целью определения ведущих мотивов учебной деятельности. В опросе участвовало 115 студентов.

Анализ результатов показал, что ведущим по группам первого курса является мотив «Получение диплома». Данный мотив набрал 7.8 балла. Этот мотив более ярко выражен в 110 группе (8.8 балла), 103 и 111 группах (8.5 балла). Это говорит о том, что у студентов преобладает мотивация на получение диплома при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при написании контрольных и проверочных работ, сдаче экзаменов и зачетов. Содержание учебной деятельности для таких студентов особого значения не имеет

Приложение 1

Рис. 1

Приложение 2

Рис. 2. Диаграмма «Получение диплома» (по группам)

На втором месте по выраженности представлен мотив «Получение знаний – 7.6 балла».

  • Данных студентов отличает стремление к получению новых знаний, любознательность. Данная мотивация свидетельствует об адекватном отношении к обучению в учебном заведении. Если колледж будет отвечать интересам данных студентов, то вероятна высокая успешность обучения и удовлетворенность самим процессом.

Приложение 3

Рис. 3. Диаграмма «Приобретение знаний» (по группам)

На последнем месте находится мотив «Овладение профессией» - 4.6 балла

  • Данных студентов отличает стремление овладеть профессиональными

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Доклады
Размер файла:
232 Kb
Скачали:
0