Введение в психологию. Общая психология личности и деятельности. Познавательная деятельность личности: Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1-3 дисциплины «Психология»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

федеральное  агентство  по  образованию


воронежский  государственный

промышленно-гуманитарный  колледж


Методические  указания

для  проведения  практических  занятий

по разделам 1–3 дисциплины «Психология»

Для студентов специальностей

040101 «Социальная работа»,

050501 «Профессиональное обучение (по отраслям)»,

050711 «Социальная педагогика»

очной формы обучения

ВОРОНЕЖ

2009

 



ББК  88

М54

Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа

Составитель

М54

Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология» : для студентов специальностей 040101 «Соц. работа», 050501 «Проф. обучение (по отраслям)», 050711 «Соц. педагогика» очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. И.Н.  ]. – Воронеж : ВГПГК, 2009. – 36 c.

Приведены методики психодиагностики, личностных особенностей и познавательных способностей. предназначены для студентов специальностей 050711 «Социальная педагогика», 040101 «Социальная работа», 050501 «Профессиональное обучение». Может быть рекомендовано студентам колледжа при изучении дисциплин психолого-педагогической подготовки и прохождении педагогической практики.

ББК  88

_______________________

Редактор  Н.Р. Подобедова

Компьютерная верстка  Н.Р. Подобедова

Подписано в печать 12.09.2009. Формат 60 ´ 84 1/16. Бумага для офисной техники.

Гарнитура Таймс. Ксерография. Усл. печ. л. 2,1. Уч.-изд. л.1,21. Тираж 50 экз.

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)

Издательский центр ВГПГК

Адрес колледжа и издательского центра:

394000 г. Воронеж, пр. Революции, 20

© И.Н., 2009

© Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2009


Раздел 1 «Введение  в  психологию»

Тема «Методы  психологии»

Практическое занятие «Методы  психодиагностики»

Цель: изучение проективных тестов.

Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности и рассматриваются как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, неосознаваемых сторон личности. В основе проективных методик лежит предположение о том, что творчество, высказывания несут на себе отпечаток (проекцию) личности.

Методика «РИСУНОК  НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО  ЖИВОТНОГО»

Цель: изучение личностных особенностей.

Материалы: лист нелинованной белой бумаги, карандаш, резинка.

Процедура исследования. Тест состоит из двух частей: рисования и беседы после выполнения рисунка.

Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Это существо не должно быть персонажем из сказки или мультфильма, ты его должен придумать сам. Придумай также для него несуществующее имя». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «можешь рисовать, как хочешь».

Лист бумаги дают в руки испытуемому, чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать.

После того как рисунок будет закончен, с испытуемым проводится беседа по следующей схеме:

1. Где живет это существо? Какое у него жилище?

2. Чем оно питается?

3. С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?

4. Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?

5. Кто его враги?

6. Кто из живущих на Земле его друзья?

7. Что ему нужно для полного счастья?

Обработка и анализ результатов. Рисуемое животное – представитель самого рисующего. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых, нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя с животным.

Интерпретация:

1. Положение рисунка на листе:

– ближе к верху – высокая самооценка, потребность в признании;

– ближе к низу – неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие стремления к признанию.

2. Голова:

– повернута направо (<) – реализм, обдумывание, планирование;

– повернута влево (>) – склонность к размышлению, нерешительность, страх перед активным действием;

– положение в фас – эгоцентризм.

3. Уши: значимость мнения о себе окружающих. Большие – считает, что окружающие большого мнения о нем.

4. Рот:

– рот с языком – вербальность, значение слов;

– рот с зубами – агрессия, но защитная;

– рот с губами – чувственность;

– рот, открытый без губ и языка – легкость возникновения страхов и опасений, недоверия;

– круглый заштрихованный рот – тревожность, боязливость.

5. Глаза – особое значение. Символ присущего человеку страха. Степень страха. Особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки.

6. Ресницы – степень заинтересованности в восхищении окружающих.

7. Рога, клыки, иглы, когти, клювы – агрессия.

8. Перья – само украшение, демонстративность или самооправдание.

9. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на свою сексуальную роль.

10. Большая голова – мыслительный тип, испытуемый ценит в себе и окружающих рациональное начало, эрудицию.

11. Опорная часть фигуры (ноги, лапы и т. д.):

– крепкая, основательная – уверенность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию;

– слабая опора – мечтательность, легкомысленность, поверхностность суждений, импульсивность принятия решений, особенно при отсутствии ног.

12. Характер соединения ног с корпусом:

– точно, тщательно – хороший контроль над своими рассуждениями;

– небрежно, слабо или не соединены совсем – слабый контроль за своими решениями.

13. Форма ног:

– однотипная, однонаправленная – конформность суждений и установок

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
498 Kb
Скачали:
0