Общие закономерности психзического дизонтогенеза

Страницы работы

Содержание работы

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 0314 «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

ТЕМА «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХЗИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА»

ПЛАН:

Впервые термин дизонтогенез был введен ученым ? в 1929 году, но в России этот термин закрепился как ? развития.

Дизонтогенез – отклонения внутриутробного формирования строения организма. Любое отклонение во ? развитии рано или поздно он приводит к отклонению в психическом развитии. Чем раньше произойдут патологические отклонения, тем тяжелее будут последствия, и наоборот.

Отклонения могут быть возвышены как биологическими, так и социальными факторами.

Среди биологических факторов выделяются:

1. Пороки развития мозга, которые имеют связь с генетическими нарушениями (хромосомные нарушения, генные мутации и наследственно обусловленные факторы обмена).

2. Внутриутробные нарушения связанны с различными заболеваниями матери во время беременности (простуда, грипп), сильные токсикозы, различные лекарства.

3. Патология развития.

4. Нарушение развития может быть связано с относительно стабильным патологическим состоянием нервной системы матери (у ребенка это выражается в мозговой недостаточности – шизофрения, эпилепсия).

Большое значение играет время поражения органов. Наиболее ранним поражением является период клеточной дифференциации. Также большое значение имеет и интенсивность поражения мозга (если нарушается какая-то одна система, то это ведет за собой нарушение других систем).

Среди социальных факторов можно выделить:

Чем раньше сложилась для ребенка неблагоприятная социальная ситуация, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития. Педагогическая защищенность (микро социальная защищенность) влечет ЗПР, задержки в эмоциональной сфере.

Психологические параметры дизонтогенеза

При классификации психических отношений специальной психологии исходят из закономерностей нормального развития. Большой вклад в изучение нормы и патологии внес А.С. Выготский, который выделил взаимосвязи между биологическими и социальными формами развития. Вызывая прежде всего ? биологического характера, болезнь несет за собой нарушения социально-психологического характера (ребенок, в период болезни не овладевает необходимыми ЗУН).

А.С. Выготский выделяет четыре патологических параметра:

I параметр связан с функциональной поляризацией нарушений.

А.С. Выготский выделяет 2 вида дефекта:

– первичный (частный дефект)

– общий дефект связан с нарушением регуляторных систем: наблюдается снижение уровня бодрствования, психической активности, эмоциональные расстройства, патология влечения. Общий и частный дефект выстраиваются в определенную иерархию: нарушение регулятивной системы, в той или иной степени оказывает внимание на психическое развитие ребенка.

II параметр связан с временными нарушениями.

Характер аномалий различным в зависимости от того, когда возникло то или иное отклонение в нарушении. Чем раньше произошло нарушение той или иной системы, тем вероятнее большее недоразвитие и наоборот.

Во временном параметре характерно и то, что на формирование каких-либо психических процессов оказывает влияние не только время, но и длительность этого поражения. Повреждению чаще всего подтверждаются функции, которые имеют короткие сроки развития. Например, подкорковые функции страдают больше, а корковые функции имеют более длительный период развития, поэтому страдают меньше. Поэтому каждая функция в своем развитии проходит ? период.

Если нарушение носит генетический характер, то 100% будет аномалия. Более устойчивый период по отношению к различным вредным факторам от 4 до 11 лет.

Неустойчивость психических функций характерных для синзитивного периода влечет за собой явление регресса (движение назад). Например, при травме ребенок может забыть раннее полученные навыки. Явление регресса следует отличать от явления распада – это не переход функции на более ранний уровень развития, а ? выпадения этой функции. Чем ? поражение нервной системы, тем более стойко явление регресса и более вероятно явление распада.

III параметр: взаимодействие между первичным и вторичным дефектом. А.С. Выготский первым выделил первичный и вторичные дефекты:

– первичные дефекты – нарушения, которые вытекают из биологического характера болезни. Например, нарушение слуха, нарушение зрения, ДЦП;

– вторичные дефекты – дефекты социально-психологической сферы, когда вторично нарушаются те функции, которые с первично нарушенной функцией.  

Из-за первичного дефекта: слуха, зрения появляется вторичный дефект – непонятная речь. Чем раньше будет устранено и оказано влияние на первичный дефект, тем менее опасно будет вторичное нарушение. Между первичным и вторичным дефектом появляется иерархия.

IV параметр связан с межфункциональными нарушениями

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
28 Kb
Скачали:
0