Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Волевая сфера данной категории детей в дошкольном возрасте находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного действия.

Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев социальной активности личности являются ее интересы. Мотивационно-потребностная сфера дошкольника находится на начальных этапах становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны, недифференцированы и неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети рукаводствуются, как правило, ближайшими мотивами. У них отсутствует интерес к познанию.

Особые трудности вызывает формирование правильного поведения, так как интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют правильное понимание и оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.

Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса вещи, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, прячутся за родителей, не вступают в контакт.

К числу основных компонентов личности относится СО и УП. УП – это стремление личности к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. УП связан с объективной результативностью деятельности и самооценкой человека. Исследования (Л.И.Божович, Е.А Серебрякова) показывают, что источником формирования истинной СО является обобщенное отношение, неограниченное рамками какой-то одной деятельности.

СО умственно отсталого ребенка подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал, его интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный УП, привычка к получению только положительных подкреплений. Когда он попадает в образовательное учреждение СО наносится существенный ущерб. Источником вторичной невротизации может оказаться семья, если родители не могут скрыть досаду на «неудачного ребенка», или если братья или сестры постоянно подкрепляют свое превосходство. Практически всем таким детям присуща неадекватность СО в сторону завышения. Л.С. Выготский считал, что завышение СО может выступать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку окружающих. Следует помнить, что однозначного ответа на вопрос о формировании СО до сих пор нет, поэтому необходим дифференцированный подход к использованию оценки при обучении. У некоторых из таких детей обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка, у других (у детей со средней и глубокой степенью нарушения) оценка повышена: они мало реагируют на внешнюю оценку.

По исследованиям Р.Б.Стеркиной формирование УП в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта – его успешности или неуспешности в этих видах деятельности.

2 вопрос. Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью. Общее психическое недоразвитие обуславливает качественное своеобразие целей, мотивов и средств деятельности. В младших классах дети не всегда могут подчинить свои действия поставленной перед ними цели. Выполняя относительно сложное задание, они, как правило, не осмысливают его полностью, не намечают общего плана реализации. Начинают действовать не осознав всех условий и требований.

Наблюдается нарушение целенаправленности в деятельности, что проявляется в неправильной ориентировке в задании, в ошибочном и фрагментарном его выполнении, в неадекватном отношении к возникшим трудностям, в некритичности к полученным результатам. Это приводит к тому, что в ходе деятельности способы выполнения не меняются даже в тех случаях если были ошибочными. Дети склонны переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение новых задач. Часто они «соскальзывают» с действия, то есть заменяют трудное для себя действие более простым, чем непроизвольно облегчают себе задачу. Они недостаточно критичны к результатам.

При выполнении задания часто руководствуются близкими мотивами

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
48 Kb
Скачали:
0