Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема: «Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР»

План:

1. Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР.

2. Особенности восприятия и понимания эмоций человека.

3. Особенности коммуникации.

4. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР

5. Особенности образа Я при ЗПР.

1 вопрос. Этапы развития личности – это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархизированной структуры личности.

Условием нормального врастания ребенка в социум является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного).

Таким образом, задержка или отклонения в становлении личности могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологического плана, так и нарушениями в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто в сочетании с легкими нарушениями функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза, то есть патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием которого является выраженное затруднение в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой.

Темперамент оказывает влияние на  уровень общей активности, ритмичности деятельности организма, на характер реакций на любое воздействие, на реакцию на новое, на уровень интенсивности эмоциональных реакций, на качество настроения, на способность к концентрации внимания, на настойчивость к достижению целей и адаптируемость к изменяющимся условиям. Эти характеристики являются наиболее стабильными и неизменными. Темперамент является базой для формирования характера, который выражается в устойчивом отношении к миру и самому себе, проявляется как в познавательной деятельности, так и в общении.

В дошкольном возрасте, начиная с младенческого, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный, трудный темперамент.

Легкий темперамент. По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послужить основой для дезадаптации и негативного восприятия окружающими.

Промежуточный темперамент. По 4 – 5 характеристикам ребенок выглядит несколько своеобразно (например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающаяся плохой адаптацией, сниженным фоном настроения и низким порогом ответной реакции на воздействие).

Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным трудностям во взаимодействии с окружающими.

У детей с ЗПР наблюдается преобладание трудного (44%) и промежуточного (28%) темпераментов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых легкий темперамент составляет 44%, а трудный – 20%.

Наиболее часто встречающиеся признаки трудного темперамента у дошкольников с ЗПР:

Повышенная моторная активность;

Высокая отвлекаемость;

Низкая выносливость;

Нарушения настроения.

Таким образом, уже на уровне темперамента у детей с ЗПР имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельности. Если к этому добавляется не учет со стороны социума наиболее уязвимых сторон психосоциального развития таких детей, то создаются предпосылки для формирования патохарактерологических особенностей личности в более старшем возрасте.

Одной из характеристик темперамента является эмоциональность. Уровень эмоционального интеллекта при ЗПР ниже, чем при нормальном развитии. Эмоциональный интеллект – это способность слышать как свои чувства, так и чувства других людей, контролировать всплески эмоций, спокойно принимать решения в эмоционально-напряженных ситуациях.

В исследованиях И.А. Коробейникова доказано, что у дошкольников с ЗПР страхов в 1.5 раза больше, чем у нормальных детей. По данным А.И. Захарова дошкольник «имеет право иметь» 6 – 8 страхов. У детей с ЗПР эта цифра доходит до 10 – 12 страхов. Для всех детей  общим является страх смерти. Детям с ЗПР характерны: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.

Коммуникативная компетентность личности – сумма трех компонентов: когнитивного, поведенческого и эмоционального.

Когнитивный компонент связан с познанием другого человека. Он включает способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию (чувствительность к другому, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям сверстников).

Эмпатия, как способность понять другого человека предоставляет собой

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
108 Kb
Скачали:
0