Рабочая программа дисциплина «Основы специальной психологии» (Тематический план учебной дисциплины. Тематика курсовых работ)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

Тема 2.2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабо выраженными отклонениями в развитии

Основные понятия:

-  задержка психического развития (ЗПР).

Основные знания:

-  предмет и задачи психологии детей со слабо выраженными отклонениями в развитии;

-  исторический экскурс;

-  причины и механизмы возникновения нарушений, их классификация.

Психология детей с ЗПР как одно из направлений специальной психологии.

Задачи данного направления.

Исторический экскурс.

Причины и механизмы слабовыраженных отклонений (классификация М.С.Певзнер): неблагоприятное течение беременности, патология родов, социальные факторы, их характеристика.

Классификация ЗПР, предложенная К.С.Лебединским: конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения. Их характеристика.

Тема 2.2.2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

Основные понятия:

-  познавательная сфера,

-  синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Основные знания:

-  формирование внимания, ощущений и восприятий, памяти, мышления, речи, чтения и письма.

Особенности внимания у детей с ЗПР (классификация Л.И.Переслени, Г.И.Жаренкова и др.).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, его характеристика.

Особенности формирования восприятия (концепция Л.Я.Венгер). Нарушение мотивационно-целевого компонента восприятий, его пассивность.

Особенности формирования пространственного восприятия.

Особенности развития непроизвольной памяти. Характеристика произвольной памяти. Особенности формирования механической памяти.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР: отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, недостаточный уровень развития обобщений особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Особенности формирования речевой деятельности у детей с ЗПР, ее импрессивной и экспрессивной сторон. Наличие неологизмов, лексическая сторона речи.

Группы речевых нарушений, их характеристика.

Особенности формирования чтения и письма при ЗПР.

Тема 2.2.3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Основные понятия:

-  темперамент,

-  коммуникативная компетентность личности, 

-  эмпатия,

-  образ Я.

Основные знания:

-  особенности темперамента у детей с ЗПР;

-  составляющие коммуникативной компетентности личности детей с ЗПР;

-  особенности восприятия и понимания эмоций человека;

-  особенности коммуникации;

-  мотивационно-потребностная сфера;

-  особенности образа Я при ЗПР.

Основные умения:

-  проводить психологическую диагностику и коррекцию при дизонтогении по типу ретардации.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при ЗПР. Условия нормального развития личности.

Особенности темперамента как психофизиологичеаской основы личности у детей с ЗПР. Характеристика легкого, промежуточного, трудного типов темперамента у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Понятие коммуникативная компетентность личности. Когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты, их характеристика.

Особенности восприятия и понимания эмоций человека.

Особенности коммуникации. Способы разрешения конфликтных ситуаций детьми с ЗПР: агрессия, бегство, регрессия, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации.

Формирование мотивационно-потребностной сферы у детей с ЗПР (по материалам исследований Н.А.Менчинской, Н.Л.Белопольской и др.).

Особенности формирования образа Я при ЗПР.

Практическая работа

«Психологическая диагностика и коррекция при

дизонтогениях по типу ретардации»

Тема 2.2.4. Особенности деятельности детей с ЗПР

Основные понятия:

-  мотивационный компонент,

-  регуляционный компонент,

-  ориентировочно-операциональный компонент.

Основные знания:

-  общая характеристика деятельности,

-  особенности смены форм общения и ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, особенности формирования учебной деятельности.

Основные умения:

-  разбираться в психологии детей с ЗПР,

-  применять полученные знания на практике.

Психологическая характеристика деятельности детей, имеющих слабо выраженные отклонения в психическом развитии.

Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в дошкольном возрасте (по результатам исследования Е.Е.Дмитреева, Чернышева).

Особенности формирования учебной деятельности. Формирование мотивационного компонента, регуляционнго, ориентировочно-операционального.

Характеристика детей третьего уровня.

Саморегуляция деятельности. Уровни саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

Способность к волевой регуляции.

Семинарское занятие

«Психология детей с ЗПР»

Самостоятельная работа студента

«Основы специальной психологии» под ред. Л.В.Кузнецовой

РАЗДЕЛ III.РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (СУРДОПСИХОЛОГИЯ)

Тема 3.1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии

Основные понятия:

-  сурдопсихология,

-  ранооглохшие,

-  позднооглохшие,

-  слабослышащие,

-  тугоухие.

Основные знания:

-  о предмете сурдопсизология, его задачах;

-  причины нарушения слуха, классификация нарушений слуха;

-  жестовая речь, дактильная речь.

Основные умения:

-  выделять психологические особенности детей с нарушениями слуха;

-  проводить диагностическое обследование детей с нарушением слуха и осуществлять коррекцию.

Предмет и задачи сурдопсихологии.

Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей (классификация Р.М.Боскис).

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.

Особенности формирования внимания.

Зрительные восприятия как основа формирования представлений

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
283 Kb
Скачали:
0