Причины возникновения отклонений в личностном развитии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Специальная психология

Тема: «Причины возникновения отклонений  в личностном развитии»

Нарушение любого развития (проблемы поведения, обещания) и нарушение психического развития (расстройства со стороны интеллекта, памяти, внимания и т.д.) находятся в сложной и неоднозначной зависимости.

 Для объяснения причин возникновения отклонений в личностном развитии существует ряд концепций:

1. Биологически ориентированный подход. Личностные и поведенческие нарушения у детей и подростков рассматривает как результат воздействия генетических факторов. Например, склонность к риску, агрессии, высокая делинквентность – связываются с добавочной у-хромосомой у мальчиков.

2. Этологический подход. Формы нарушения поведения, с точки зрения современных социальных норм, рассматриваются с точки зрения поведенческой активности, характерной для всего живого. Например, склонность к бродяжничеству – это потребность в освоении новой территории, выхода за  пределы «родительского гнезда». Проводится параллель между реакцией группирования у подростков и аналогичными поведением у детенышей других видов животных. Реакция подражания, имитации свойственна и животным.

3. Психотерапевтические подходы (нарушение личности это результат влияния внутриутробного развития, родов. 1 год жизни и последствий социального влияния).

1. В «Дианетике» Р.Хаббарда невротические реакции, нарушение поведения, мыслительные стереотипы воспринимаются как следствие восприятия плодом отношения к нему матери с момента его зачатия и закрепление им усвоенных ею речевых стереотипов.

2. Станислав Гроф связывает личностное развитие ребенка по мере его взросления с особенностями течения предродового периода и родов. Он выделяет 4 «базовые перинатальные матрицы», соответствующие стадиям родов и образовавшимся на их основе впоследствии внутриличностных конфликтов и доминирующих  потребностей у взрослого.

Первая перинатальная матрица (безмятежного внуриматочного существования) связана с возникновением чувства удовлетворения от раскачивания, купания; со стремлением к тому, чтобы окружающие немедленно удовлетворяли все возникающие потребности.

Вторая (период схваток) закладывает восприятие мира как источника беспрерывных и неопределенных страданий, склонности к депрессиям, стремление к самоубийству (но бескровным способом).

Третья (период потуг) может стать источником напряженности, полярности эмоциональных переживаний, высокой склонности к риску, к кровавым способам самоубийства (стремление к поджогам, бродяжничеству, агрессия).

Четвертая (сразу после рождения) связана с чувством радости, облегчения, стремления к преодолению препятствий (эксгибиционизм, женский гомосексуализм).

3. Теория О.Ранка считает факт рождения как первую психотравмирующую ситуацию, так как ребенок переходит от идеально благоприятных условий внутриутробного существования к враждебной среде. Это создает первичное чувство тревоги. Это основная травма рождения, что приводит в дальнейшем к страху одиночества, расставания и т.д.

4. З.Фрейд. На процесс формирования личности влияет недостаточное внимание со стороны матери. «Психоаналитическая трактовка  «неизгладимого следа от ухода матери в сознании ребенка» является основой концепции. 3.Фрейда о возникновении у человека комплексов неполноценности. Основой является конфликт между бессознательными потребностями и социальными нормами.

Период от 0 до 5 лет – основной в формировании невротических конфликтов. В этот период ребенок проходит фазы созревания сексуальности.

Оральная фаза (с.98);

анальная фаза;

уретральная фаза;

фаллическая фаза (4 года).

Он установил зависимость нарушений межличностного общения и поведение от подавления от подавления влечений. Например, при чрезмерной строгости, стремлении к ограничению естественного поведения ребенка, начинается формирование невроза.

Таким образом, при задержке личностного роста и психосексуального развития на какой-либо из ранних стадий возникают специфические особенности характера и поведения.

А.Фрейд, продолжая и развивая теорию своего отца, описывает особенности формирования защитных механизмов развития личности в детском возрасте. Она считает, что ребенок обладает большим диапазоном реагирования

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0