Методика и технология социально-педагогической работы в социуме

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение. 3

1. Методика диагностики микросреды.. 4

2. Методика организации социально-педагогического комплекса. 6

3. Методика реабилитации воспитательно-пространственной среды.. 8

4. Технология целевого программирования. 11

Заключение. 14

Список использованной литературы.. 15

Введение

В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями.

Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства.

Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

Цель контрольной работы раскрыть методику и технологию социально-педагогической работы в социуме.

1. Методика диагностики микросреды

Среда –совокупность жизненных условий, конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализуется как личность.

Под микросредой (микросоциальной средой) понимается общество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.

На основе диагностики микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок, составляются социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п. Диагностика микросреды личности позволяет составить Карту обследования жизненного пространства ребенка.

Диагностический комплекс включает в себя широкий спектр социологических, педагогических, психологических методик, которые используют школьные психологи, работники социологических лабораторий, правоохранительных органов, системы образования, медицинские работники и др.

Диагностику микросреды социальный педагог проводит по следующему плану:

·  выбирает цель, уточняет содержание и методы сбора информации;

·  строит практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;

·  обеспечивает этичность, личностный подход, педагогическое моделирование и предвидение в рамках проводимого обследования;

·  определяет адекватную задаче форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представления результатов.

Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.

Структура Карты-характеристики микрорайона приблизительно такова:

·  карта-схема микрорайона обслуживания;

·  описание природной среды (данные имеются в соответствующих отделах администрации);

·  описание материальной среды, часть данных может быть получена в администрации(районной управе);

·  характеристика населения. Информация более общего плана содержится в отчетных документах администрации, например сведения о нетрадиционных формах занятости населения, о числе несовершеннолетних на учете в милиции и т.п. Отдельные данные следует получить в районных управах и внести в паспорт после суммирования(например, число одиноких, число семей, члены которых имеют судимость). При отсутствии информации заполнение граф проводится после уточнения статистических данных;

·  характеристика семей, в том числе молодых, характеристика молодежи и несовершеннолетних составляются по результатам обследования населения, на основе документов районных управ, материалов медицинских и образовательных учреждений.

Карта обследования жизненного пространства строится по принципу топографической с введением собственной системы обозначения сети сотрудничества, зон отдыха и т.п.

2. Методика организации социально-педагогического комплекса

Социально-педагогическая работа в социуме, будь то микрорайон учреждения, в котором работает специалист, или пространство жизнедеятельности личности, должна соответствовать принципам комплексности, системности. Один из примеров такой работы – создание социально-педагогических

Похожие материалы

Информация о работе