Формирование бережного отношения к природе, страница 2

  • Формирующий этап проходил с 1 ноября 2009 г. по 24 апреля 2010г.
  • Цель – повысить уровень сформированности экологических понятий и бережного отношения к растительному миру.
  • На данном этапе решались следующие задачи:
  • Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию бережного отношения к растительному миру у детей четвертого года жизни.
  • Разработать методические рекомендации для воспитателей по формированию бережного отношения к растениям.
  • Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
  • Познавательные занятия по экологии;
  • Игры (экологические, дидактические, настольно-печатные, словесные, подвижные);
  • Наблюдения за растениями в уголке природы, зимнем саду и на участке;
  • Целевые прогулки;
  • Экскурсии в зимний сад;
  • Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;
  • Труд в природе.
  • План работы на формирующем этапе (Приложение 10).

Итоги контрольного этапа

  • После проведения работы на формирующем этапе было проведено контрольное исследование. На этом этапе решались следующие задачи:
  • Проанализировать результаты опытно-практической работы.
  • Определить уровень сформированности бережного отношения к растениям.
  • Разработать методические рекомендации по формированию бережного отношения к растениям.
  • Контрольный этап проводился с 26.04.10г. по 30.04.10г.
  • Для решения поставленных задач использовались те же методы, что и на констатирующем этапе:
  • Наблюдение за детьми.
  • Беседа с воспитателем.
  • Анкетирование родителей.
  • Экспертная оценка.
  • Чтобы выявить, повысился ли уровень сформированности бережного отношения к растениям у детей в данной группе был разработан план контрольного этапа. (Приложение 10)

  • Объект занятие во второй младшей группе дошкольного учреждения № 27 «Зарничка» г. Южно-Сахалинска.
  • Цель – закрепить знания детей о комнатных растениях, умение поливать растения из лейки, уточнить способы вытирание пыли с листьев. Поддерживать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.
  • Время наблюдения 27 апреля 2010 года. Продолжительность 10-10.20. Занятие проводилось в зимнем саду воспитателем дошкольной группы.

  • Экспертная оценка показала, что 5 детей (Полина Лиина, Вова, Илья, Даша) находятся на высоком уровне, что составляет 42 %; 7 детей (Артем, Настя, Виталина, Полина, Никита, Кристина, Альбина) находятся на среднем уровне, что составляет 58 %, низкого уровня нет. (Приложение 14). Результаты экспертной оценки наглядного представлены в виде диаграммы. (Приложение 15)
  • Таким образом, результаты контрольного этапа показали, что проведение комплекса занятий по формированию бережного отношения к растениям способствует повышению уровня экологической культуры у детей четвертого года жизни.

Методические рекомендации

  • Систематически целенаправленно наблюдение за растительным миром, чтобы бережное отношение к природе происходило в непрерывной последовательности.
  • Предлагать детям экологические игры с постепенным усложнением игровых правил, задач.
  • Развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность детей по уходу за растениями.
  • Создавать развивающую среду, способствующую экологической культуры.
  • При организации учебной и игровой деятельности учитывать уровень сформированности бережного отношения детей четвертого года жизни к природе, их психологические особенности и интересы.
  • Оказывать методическую помощь родителям при организации наблюдателей, прогулок в лес, на дачу, экологических игр дома по средствам консультаций, бесед, выставок.

Заключение

  • Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя опытно-практическую работу по теме мы пришли к выводу, что формирование бережного отношения к растениям повышает экологическую культуру у детей четвертого года жизни.
  • При сравнительном анализе констатирующего и контрольного этапов исследования выяснилось, что у детей повысился уровень сформированности бережного отношения к растениям у детей.

Анализ результатов на формирующем этапе

  • 1 ребенок на высоком уровне, что составил 8%.
  • 5 детей на среднем уровне, 42%
  • 6 детей на низком уровне, 50%
  • На формирующем этапе:
  • 5 детей на высоком уровне 42%.
  • 7 детей на среднем уровне 58%
  • На низком уровне детей нет.
  • Из этого видно, что высокий уровень повысился на 34%, средний уровень повысился на 16%, на низком уровне детей нет. (Приложение 16)
  • Цель достигнута. Гипотеза подтверждена.

Спасибо за внимание