Социальная реабилитация в специализированных учреждениях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Соответственно и реабилитация проводится инди дуально для каждого ребенка. Специалисты используют способа психологической реабилитации: групповой и инди ' дуальный. Участие ребенка в психокоррекционных труп способствует его личностному росту, самораскрытию, п обретению определенных знаний, умений, навыков, пре всего умения общаться; индивидуальная же реабилитац прежде всего призвана снять у ребенка чувство тревоги неуверенности, повысить его самооценку, помочь справи ся со страхами, сформировать доверие к людям.

Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100%-н' школьную дезадаптацию, — организация в условиях прию систематического воспитательного и учебного процесса, у транение имеющейся педагогической запущенности, корр ция нарушений поведения. Наиболее сложна реабилитац подростков. Если при работе с детьми младшего возрас необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, И выков, знаний, которые они недополучили от своего окр жения (родителей, родственников и т.д.), то подростков пр ходится перевоспитывать, устранять уже приобретенн* девиантность поведения, искаженные представления о в имоотношениях между людьми. Подросток стремится бы самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взро лых руководить его жизнью и воспитывать его, он претенд ет на роль взрослого, на уважительное отношение к себ Существует несколько способов формирования у подростка самоуважения и самосознания. Один из них — ориентация Н образец, достойный подражания (родственник, знакомы реальный или вымышленный герой). Большую помощь в pea

1 Психическая депривация — это недостаточное удовлетвори основных психических потребностей ребенка в течение долгого време билитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Одна из трудностей при реабилитации подростка — его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. Сегодня в приютах используются несколько вариантов обучения: общеобразо-ва-тельные — дневная и вечерняя школа, ПТУ, классы выравнивания. В ряде приютов обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы, наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников; ее задача — снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытом обучения в школе, восстановить и укрепить общеучебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать подростку уверенность в своих силах; занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах (2—3 человека).

Но даже самый хороших"! приют — это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи подростку — устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.

Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют.

Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо госуственное сиротское учреждение, куда в основном и напрись дети. Конечно, продуктивной формой семейного ройства является передача детей под опеку или на усынов! ние родственникам, однако последние зачастую не выраж! желания сделать это в силу разных причин: наличие у Щ ростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные материальные условия и т.д. Если возвращение в семью возможно, многие приюты вынуждены передавать подроб ка в интернат.

Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптир ванным подросткам, который практикуется сейчас многий учреждениями, — создание семейных (воспитательны^ групп1.

Сначала о наличии таких детей оповещают через сред ства массовой информации или специальный банк данных. Щ наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание тщательно обследуются ее материально-бытовые условие после чего заключается контракт на два месяца. Подросток■"! течение двух месяцев посещает по выходным дням попечй тельскую семью, а затем передается туда окончательно. С« мейная группа рассматривается как структурное подразде^ ление приюта, а один из родителей оформляется в приют качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходим мые рекомендации каждой семье

Похожие материалы

Информация о работе