Классы компенсирующего обучения. Особенности их организации, задачи, функции

Страницы работы

Содержание работы

Предмет: «Методика и технология работы социального педагога»

Специальность: 0314 «Социальная педагогика»

Тема: «Классы компенсирующего обучения. Особенности их организации, задачи,

функции»

План:

  1. Основные задачи коррекционной педагогики.
  2. Метод следящей диагностики для систематического

наблюдения за ребенком.

  1. Функции коррекционных классов.
  2. Психолого-дидактические особенности коррекционного

обучения.

  1. Виды помощи ребенку
  2. Оценка результатов деятельности по критерию

относительной успешности.

  1. Психотерапевтическая роль учителя в коррекционном классе.
  2. Психолого-педагогические причины определяющие

неэффективность работы в коррекционном классе.

9.Психотерапевтичекие функции («педагогический гипноз»)

10. Виды критики в коррекционном классе.

Компенсирующее обучение – общее название для  обоих классов.

Задачи коррекционной педагогики:

  1. диагностика психического состояния и выявление причин приведшим к таким отклонениям или нарушениям;
  2. подбор под каждого ребенка таких форм и методов коррекционного обучения индивидуального развития учебных программ, которые способствовали бы овладению знаниями;
  3. реабилитация.

При успешном завершении реабилитационного процесса ребенок в течении учебного года имеет право перейти в обычный класс, а может продолжить обучение до окончания неполной средней школы (9кл.) и только в 9 классе вводятся экзамены, которые готовит для него сам педагог.

Задача с\п в таком классе – постоянное изучение особенностей детей и параллельно с этим изучение особенностей самого учителя (т.е. насколько учитель понимает значение коррекционных классов и насколько владеет методами и приемами преподавания, а также имеет ли он необходимые личностные качества для преподавания в таких классах).Главное качество для учителя работающего в коррекционном классе – это вера в успех ребенка и в то, что ему можно помочь.

Коррекция и развитие ребенка напрямую зависит не только от содержания программ (25%), а в большей степени от личности учителя, его стиля общения, от его манер, характера, от его психотерапевтических умений и профессиональных знаний (метод обучения стоит на последнем месте по влиянию на ученика).

2. Метод следящей диагностики.

Этапы:

1)  наблюдение на уроках дает возможность увидеть реакцию на инструментарий, темп, технику выполнения заданий, особенностей внимания, характера адаптации, внешнюю мотивацию (т.е. как реагирует ребенок на похвалу или на замечание);

2)  наблюдение в движении (определение ведущей руки, координация движений, ориентация в собственном окружении т.е зачем реснички, зачем нос и т.д.)

3)  наблюдение во внеучебной ситуации. Отношение к тому что ребенок делает в свободное время ( один на переменах и друзей нет);

4)  способность выполнять последовательные действия.

5)  Наблюдение в детской микрогруппе (как друг друга называют, как общаются, знают ли как зовут учителей и друг друга);

6)  Наблюдение в игровых ситуациях (особенности включения, сообразительность, ориентировка, эмоциональные реакции, умение понимать смысл ситуации, отгадывание загадок, сенсорная деятельность, т.е. знает ли цвета, понимает ли размеры).

На основе следящей диагностики разрабатывается программа, которая может включать в себя следующие направления:

1)  система индивидуальных карточных заданий, перфокарт для детей различных классов по разным предметам с учетом подчерка, грамотности, зрительной памяти, координации движений и учебных умений;

2)  социально-психологическое взаимодействие в классном коллективе и помощь соседа по парте (ученик, требующий коррекции является объектом доброго внимания. Ему подвирается сосед по парте, который может помочь и способствует развитию ребенка);

3)  оценочная деятельность в деятельности учителя и мотивация (система поощрений должна снимать с ребенка страх и помогать быть более раскованным);

4)  работа с родителями через взаимодействие с ними (посещение занятий родителями, консультации, индивидуальные задания и т.д.);

  1. Функции коррекционных классов:

1. развивающие (корректировать то, что западает и развивать);

2. диагностическая – если ребенок не усваивает программу коррекционных классов, то это показатель того, что его необходимо направить на медико-психологическую комиссию.

ПРАВИЛО: Надо не жалеть ребенка, а сочувствовать ему.

5. Психолого-дидактические особенности:

1. построение содержания учебной работы должно быть ориентированно на ЗПР:

- развитие социально-нравственных качеств;

- постепенное переведение внешней мотивации во внутреннюю;

- преодоление интеллектуальной пассивности.

Развитие психофизиологических функций до нормы: фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, пространственно-временная ориентация, мелкая моторика, координация движений в системе глаз-рука – это фундамент для получения знаний;

2. включение в процесс обучения различных видов и форм работы

Виды помощи ребенку:

- простое переспрашивание «Что ребенок делает?»;

- одобрение, стимуляция; - вопросы: « Почему ты сделал так, а не иначе?»;

- критические замечания;

- наводящие вопросы;

- подсказка и совет как действовать;

- демонстрация (показ как надо сделать и просьба повторить);

- научение (в самом крайнем случае, но с этого нельзя начинать).

В коррекционных классах задания надо давать как самостоятельное (неважно каким будет решение правильным или неправильным). По виду оказываемой помощи выявляется ЗПР, обучаемость ребенка и наличие или отсутствие патологий.

  1. Оценка результатов деятельности.

Оценка результатов деятельности по критерию относительной успешности.

Педагогическая оценка должна отвечать двум требованиям:

1.  объективности;

2.  справедливости.

В коррекционных классах текущие оценки не ставятся ( отметка «зачет» и «незачет»)

Похожие материалы

Информация о работе