Методика и технология работы социального педагога: Методическое пособие для подготовки студентов к практическим занятиям

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость данной методической работы заключается в  разработке и анализе   практических занятий по предмету «Методика и технология работы социального педагога» при подготовке студентов специальности 0314 «Социальная педагогика».

В современных вузах и средних учебных заведениях при подготовке социальных педагогов, практических психологов и социальных работников введен курс «Методика и технология работы социального педагога». Данное пособие подготовлено с учетом Государственного образовательного стандарта и призвано помочь студентам при освоении этого курса.

При изучении данного предмета рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся методики, методов и технологии педагогического процесса, современный опыт работы социального педагога в различных социально-педагогических учреждениях в соответствии с особенностями и функциями каждого воспитательного учреждения.

На овладение этими знаниями и направлен предусмотренный образовательным стандартом учебный курс «Методика и технологии работы социального педагога».

Данный предмет раскрывает теоретические основы разработки социально-педагогических технологий. Помогает студентам понять сущность технологий, их систематизации и классификации.

Необходимость и значимость предмета по методике и технологии работы социального педагога предопределена необходимостью теоретико-технологической и личностной подготовки студентов (слушателей) к профессиональной деятельности в качестве социального педагога.

Понятия «методика» и «технология» современными учеными трактуются по-разному. Вопрос об их соотношении остается дискуссионным.

Понятие «методика» рассматривается академиком РАО В. А. Сластениным как процедура использования комплекса методов и приемов воспитания безотносительно к личности субъекта их осуществляющего, а педагогическая технология понимается как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий и определяется личностными параметрами педагога. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Методика социально-педагогической деятельности, по мнению профессора М. А. Галагузовой, 1 представляет собой совокупность содержания, методов, средств, форм и контроля социально-педагогической деятельности. Технология же социально-педагогической деятельности рассматривается ею как совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом.

Социально-педагогическая технология появилась как интерактивная разновидность социальной и педагогической технологий, и возможность ее разработки обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая, предполагает постановку целей, задач, определения содержания, а также методов, форм, приемов и способов ее реализации. По отношению к методике социально-педагогической деятельности технология работы социального педагога является более узким понятием, так как методика подразумевает выбор определенной технологии субъектом профессиональной деятельности.

В это же время появились и первые отечественные исследования по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уделяли Н. С. Данакин, Л.Я. Дятченко, А. К.Зайцев, Л. Г. Ионин и др.

Позиции ученых сходятся в одном: объектом методики является организуемая педагогом разнообразная деятельность. Поэтому в данном предмете  рассматривается круг вопросов, связанных с организацией деятельности как взаимодействия с окружающим миром.

Раскрываются возможности использования как каждого метода, как в отдельности, так и в сочетании с другими методами.

Таким образом, реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей социально-педагогической деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена (учащиеся общеобразовательных школ или воспитанники детских домов и школ-интернатов, дети с ограниченными возможностями или с отклоняющимся поведением, имеющие психологические проблемы во взаимоотношениях с окружающими или лишенные элементарных условий для полноценного развития и т.д.).

Каждый из этих столь разных видов профессиональной деятельности социального педагога должен быть обеспечен соответствующими, адекватными содержанию работы методами, методиками, технологиями.

Предмет «Методика и технология работы социального педагога» 1призван помочь будущему социальному педагогу:

·  закрепить теоретические основы курса;

·  сформировать научные представления о социальном воспитании как общественном явлении и целенаправленном педагогическом процессе;

·  сформировать гуманистические установки по отношению к субъектам и самому процессу социального воспитания;

·  выработать практические умения по использованию современных социально-педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности, в оказании социально-педагогической помощи и поддержки детям, подросткам, молодежи, взрослому населению в решении личностных проблем в процессе их социализации.

При изучении предмета предлагаются планы учебных занятий, учебно-исследовательские, творческие задания, социально-психолого-педагогические тренинги, упражнения, направленные на формирование у студентов личностной, теоретико-технологической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.

Исходя из всего вышесказанного цель  методической разработки: раскрыть основные формы и методы работы педагога-предметника при проведении практических занятий по предмету «Методика и технология работы социального педагога»

Задачи:

1.  Дать теоретический анализ исследуемой проблеме;

2.  Определить основные формы и методы работы при проведении практических занятий по предмету «Методика и технология работы социального педагога»;

3.  Раскрыть этапы проведения практических занятий по предмету «Методика и технология работы социального педагога»;

Объект исследования: педагогическая деятельность, организуемая

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
225 Kb
Скачали:
0