Дошкольное образование во Франции. Подготовка к школе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Франция. ДОУ

Франция — страна, где дошкольные учреждения появились раньше, чем в других государствах. В настоящее время здесь наблюдается кризис образования вообще и дошкольного образования в частности: его часто критикуют за излишек теоретической информации для малышей и жесткую дисциплину, за отсутствие у ребенка свободы выбора. Но, несмотря на это, французская система «материнских школ» традиционно является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Занятия и еще раз занятия!

Материнские школы  — это учреждения для детей от 2 - 3 до 6 лет. Именно так называлась первая ступень в педагогической системе Я. А. Коменского. Развитие французского дошкольного образования связано и с именем Полины Кергомар, которая разработала организационные и содержательные основы нового типа детских учреждений — материнской школы. Система дошкольного образования во Франции коренным образом отличается от российской. В первой и второй половине дня идут занятия, обедать дети идут домой и затем возвращаются в группу к двум часам. Дневной сон — только для групп раннего возраста, остальные в это время продолжают занятия. Материнские школы небольшие и рассчитаны на 2-3 группы детей по 2 5 - 30 человек. В течение всего дня в группе работает один воспитатель. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет. Главная задача воспитателя — играть и присматривать за малышами. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет. Они занимаются лепкой, рисованием, обучаются другим практическим навыкам и общению. В третьей группе (старшей) для детей с 5 до 6 лет готовят к чтению, письму и счету. В большинстве случаев группы разновозрастные. Как правило, детские сады во Франции открыты четыре дня в неделю по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах они работают с раннего утра до 18-19 часов, причем и во время каникул (многие матери работают). Образование до начальной школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад.

Подготовка к школе

В 6-7-летнем возрасте дети поступают в школу на уровень СР, который в России можно сравнить с подготовительной к школе группой. Дети сидят за партами на уроках, которые длятся по 1, 5 часа (с получасовыми переменами). При таком режиме очень большая нагрузка ложится на педагога, который должен, с одной стороны, управлять классом, с другой — умело снимать напряжение. Российскому автору статьи повезло присутствовать на уроках талантливого педагога Жан-Мишеля Фрезза. На его занятиях дети не уставали: постоянная смена видов деятельности, интересный сюжет, индивидуальный подход к каждому ребенку позволяли избегать последствий колоссальной временной протяженности урока. В ходе беседы с директором гимназии «Тремуль» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, где преподает Жан-Мишель, мы выяснили, что во Франции в 2009 году был принят документ «Учебный план и программы материнской школы», в котором изложены основные ориентиры развития ребенка в ходе дошкольного образования. Документы, регламентирующие содержание и процесс дошкольного образования, включают два раздела: характеристику образовательных результатов и характеристику содержания образования. Причем вначале дается характеристика образовательных результатов, а уже потом — содержания, которое определяет эти результаты. Таким образом, акцент делается на развитии ребенка. Диагностика результатов проводится по наблюдениям за спонтанной активностью ребенка. Речь идет о целенаправленном отслеживании не результатов обучения, а результатов развития ребенка, т. е. переноса освоенного им действия в самостоятельную активность. Проводит такую диагностику-оценку сам педагог: таким образом он создает для себя ориентиры для дальнейшей деятельности.

В целом дошкольное образование поделено на два цикла: начальное обучение — самые маленькие, младшая и средняя группа (ТР5 — Р5 — М5) и фундаментальное обучение: старшая группа (С5), а также два первых года начальной школы (СР — СЕ 1). В течение трех лет ребенок овладевает рядом определенных компетенций

Похожие материалы

Информация о работе