Культура делового общения. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного. Нравственный выбор действий и поступков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Деловое общение (практикум)

Тема: Культура делового общения

Цель: дать студентам знания о культуре делового общения, его принципах, о нравственной и социальной ответственности за поступки и действия; учить приводить примеры из жизни; применять полученные знания на практике.

План:

1. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного.

2. Нравственный выбор действий и поступков.  

3. Моральная и социальная ответственность делового человека.

1 вопрос. Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается на общие нравственные нормы и является частью этики вообще.

Этика - это наука о морали. В особую дисциплину ее выделил еще Аристотель. Он же ввел этот термин в название своих работ: «Никомахова этика», «Большая этика», «Евдемова этика». Целью этики Аристотель считал формирование добродетельного гражданина государства. Главное в этике, согласно Аристотелю, это поступки. Ее изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы поступать добродетельно, поэтому этику часто называют - «практической философией».

Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из форм общественного сознания.

Слова мораль и нравственность чаще всего употребляются как синонимы.

Базовые моральные ценности и этические принципы, получившие широкое распространение во всем мире, безусловно, должны стать нравственной основой философии современного менеджмента, определяющей характер управленческой деятельности и стиль отношений в сфере делового общения.

Особую значимость они приобретают во взаимоотношениях руководителя и подчиненного.

Руководитель и подчиненный - центральное звено системы управления. Их поведение определяет культуру управления в организации, оказывает решающее влияние на эффективность ее деятельности.

Отношения руководителя и подчиненного асимметричны. Они основаны, с одной стороны, на субординации, т.е. строгом подчинении младших по рангу или положению старшим, а с другой - на этических представлениях общества, его менталитете, традициях, историческом опыте различных социальных слоев и групп.

Кто есть подчиненный в глазах начальника: автономная личность, субъект права или винтик управленческого механизма, средство для достижения цели, решения поставленных задач? Осмысление этого фундаментального вопроса и определяет как отношение начальника к подчиненному, так и отношение подчиненного к начальнику.

На каких же нравственных принципах должны строиться взаимоотношения руководителя и подчиненного?

Прежде всего это признание и защита прав и свобод человека и гражданина. Любой работник - это юридическое лицо, самостоятельная личность, равная работодателю, руководителю.

Нарушение законных прав подчиненного, унижение его человеческого

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
77 Kb
Скачали:
0