Механизм межличностного контакта. Механизмы взаимопонимания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МЕХАНИЗМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНТАКТА

 Мы всегда пытаемся понять мотивы поведения того человека: учитель — школьника, директор школы — учителя, старший — младшего, и наоборот. Мы всегда ищем причину того или иного поступка, завуалированный смысл произнесенной фразы. 'Поэтому следует каждый раз предугадывать, как будет восприняты собеседником те или иные наши слова, тон, громкий или тихий голос, улыбка.                                                

Контактируя с близкими, товарищами по работе, или учебе, учениками, со старшими, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает ожидание определенного резонанса, определенной реакции со стороны партнеров по общению.  Для успеха в общении необходимо считаться с ожиданиями (экспектациями) людей, искать оптимальную тактику контакта. Мысленно перебирая фразы и действия собеседника, желательно прогнозировать его поведение в дальнейшем, а он, в свою очередь, должен предположить, как отреагирую я на то или иное его замечание, заявление, рассказ, поступок, вопрос.

Когда классный руководитель спрашивает у старосты класса «Как здоровье?», у последнего в течение одной-двух секунд промелькнет несколько версий: «Сейчас о дисциплине начнет говорить, о вчерашнем узнал»; «Хочет наладить добрые отношения, приобрести в моем лице верного помощника»; «А может быть, действительно моим здоровьем интересуется?» Школьник напряженно ждет второго вопроса. И только услышав его: «На следующей неделе будет классный час, где пойдет речь о нарушителях дисциплины, сможете выступить?»  — намечает свою линию поведения.

B общении большую роль играет рефлексия, осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другими.: Такие отношения очень хорошо показывает С. Я. Маршак:

— Он целовал Вас, кажется?

— Боюсь, что это так...

— Но как же Вы позволили?

— Ах, он такой чудак! Он думал, что уснула я. И все во сне стерплю, Иль думал, что я думала, что думал он: я сплю!

Внутренний механизм контакта между людьми — интеллектуальное и эмоциональное сопереживание которое возникает в ходе активной и совместной деятельности и возможно в том случае, когда партнеры уважают друг друга, искренне делятся впечатлениями, обмениваются опытом, совместно решают сложную задачу. Второе сопереживание вызывает сама личность участника общения; заинтересованность человеком, его активностью, предметом общения по невидимым каналам передается партнеру, вызывная желание продолжить контакт, расширить сферу общения.

Мы значительно внимательнее, чем это принято считать, относимся друг к другу, а младшие и подчиненные еще внимательнее — к старшим по возрасту или должности. И это тоже требуется учитывать. Учитель подошел на перемене к группе 'разговаривающих школьников. Пятеро из них ему в данный момент не нужны, а один через неделю будет выступать на городской олимпиаде, ему-то и надо сказать несколько i-лов. Подошедший начинает разговор с этим учеником, :ю обращая внимания на остальных; среди последних появляются обиженные; масла в огонь подливает фраза одного из ребят: «Он вчера со мной не поздоровался, на прошлой неделе упрекнул, что я не активен в общественной работе, и сейчас не смотрит». И возникает психологический барьер между преподавателем и детьми. Когда педагогу через неделю-две понадобится помощь обиженного его невниманием ученика, он столкнется с безразличием, а то и открытым сопротивлением. Слова его падут в пустоту и старший будет удивляться: «В чем дело? Я же вежливо разговариваю, уважительно обращаюсь...». А причина отчуждения очевидна: виноват педагог сам — своим невниманием к этому воспитаннику восстановил его против себя.

Проанализировав эту и подобные ей ситуации, мол; но дать такие советы:

— разговаривая   с   несколькими   ребятами,   необходимо переводить взгляд с одного на другого; каждому показывать,  что готов его выслушать,  что ценишь его мнение, считаешься с ним;

— ровно,   добро   и   внешне   одинаково   относиться ко всем школьникам; если одного называешь по имени. И к другим обращаться нужно так же;

— только   когда   подразумеваемые   и   признаваемы мотивы  поведения совпадают, общение осуществляется безболезненно.

Необходимо знать и учитывать мотивы, причины проступка.

Выявляя мотивы поведения, нельзя полагаться на объяснения ученика, на его самоотчет. Его спрашивают: «Почему ты так поступил?» Путь этот безнадежен. Во-первых, школьнику часто просто не под силу проанализировать причины своего поступка. Во-вторых, каждый человек обычно стремится приукрасить свое поведение. И не потому, что ребенок может оказаться лжецом. Кстати, многие поступки дети совершают импульсивно, не подумав, к каким последствиям приведет то или иное действие. Когда же поступок оканчивается бедой, которую школьник не ждал, он прибегает к психологической защите, к так называемой рационализациимотивов, не признавая за собой    аморальных намерений.

Возможно, у него действительно их не было, например, когда ударом

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
234 Kb
Скачали:
0