Человек настоящий: кто это?

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Человек настоящий: кто это?

…Духовной жаждою томим…

.

…Современному миру свойственно подменять понятия. Это естественная черта эпохи постмодернизма и постмодернистского сознания. Одним из ярких примеров понятийной эквилибристики является понятие духовности.

Очень часто приходится сталкиваться с суждениями, подобными следующему: «Вы знаете, N.N. не пропускает ни одной премьеры в нашем театре, посещает все художественные выставки… Очень духовный человек!» Подмена налицо. Может быть, все-таки в данном случае следовало сказать не «духовный», а «культурный»? Согласитесь, это не одно и то же. Почему?

Прежде чем дискутировать о чем бы то ни было, следует договориться о терминах. То, что «духовность» имеет непосредственное отношение к «духу», это понятно. А что такое «дух» в изначальном понимании этого слова (по отношению к человеку, конечно, а не к «бестелесным существам»)? Обратимся к авторитету Церкви, так как она непосредственно занимается исследованием духовности на протяжении уже не одной тысячи лет.


«Дух – это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его»[1], – писал святитель Феофан Затворник в ХIХ веке. Церковь учит о трехчастности человеческой природы: дух, душа, тело. Так же и жизнь человека делится на жизнь телесную, душевную и духовную. Насчет телесной более или менее понятно, а вот две других…

«…Душа вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – земного. И познания ее все строятся только на основании того, что делает опыт, и деятельность ее обращена на удовлетворение потребностей временной жизни, и чувства ее порождаются и держатся только из ее состояний и положений видимых. Что выше сего, то не ее дело»[2].

А что же дух? «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога

Похожие материалы

Информация о работе