Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев. Сущность – формы – развитие, страница 2

Аналогично и с детерминативами как табукрирущими элементами (с. 45): они ведь существовали еще  в ностратический период, т.е. период конкретного мышления первобытного человека. Кстати, в и.-е. языке широко представлен корпус ностратических корневых  и аффиксальных морфем (по свидетельству ученых индоевропеистов, около 1000), которые вряд ли возникли в результате табуирования. В связи с этим возникает еще один вопрос к М.М. Маковскому: а что доказывает его сведение всех этимологий к феномену табу?

Оригинальные трактовки М.М. Маковского щедро рассыпаны по всей книге. Так на с. 10  читаем о том, как древний человек смотрел на мир: «…небо представлялось ему не только как местопребывание божеств …, но и как море, по которому плывут корабли с душами умерших».

В подтверждение этого наблюдения М.М. Маковского приведу цитату из энциклопедии символов Бидермана, в которой корабль трактуется как средство передвижения для небесных тел (например, Солнца), а также умерших в потусторонний мир. На каменных стенах мегалиптических могил эпохи неолита часто находят высеченные изображения кораблей, которые могут быть поняты лишь как символы путешествия на острова блаженных (Бидерманн: 125).

Интереснейшие наблюдения М.М. Маковского над представлениями, «понятиями» и образами наших предков делают его новую книгу увлекательной, но вызывающей вопросы. Так, известно, что конечно же, человек эпохи европейской языковой общности мыслил конкретно и не столь сложными категориями: как, например, гендерные различия (самец vs самка). Применительно к животному миру и.-е. * gou-относилось и к мужской и к женской особи и обозначало «крупный рогатый скот». Молока индоевропейцы еще не знали. Это доказывается тем, что отсутствует общий и.-е. термин для «молока».  Могло ли оно быть для них священным напитком? Общих и.-е. корней не было ни для слова молоко, ни для слова корова (они в разных языках  обозначаются по- разному). На животных тогда смотрели как на источник мяса (и.-е. * memso имеет распространение во многих и.-е. языках).

Подробно рассмотренные  в книге средства табуирования через сложение синонимических корней (с. 46-51), через метатезу (с. 51-53) и через редупликацию (с.53-60) представляют собой тщательный анализ десятков словарей (с.267-268).

Вторая глава книги М.М. Маковского «Табуирование посредством метафоризации» является самой фундаментальной (с. 63-234) и представляет собой фактически тематический словарь (50 тем). Поражает объем информации по каждой из тем и апеллирование автора к сотням, теоретических источников. Например, тема «Буква» занимает в этом словаре М.М. Маковского 18 стр., на протяжении которых автор подробно освещает историю, магию и символику буквы, аллегории эзотерического и экзотерического, подробно рассмотрена связь понятия Буквы с другими понятиями (бытия, огня, числа, духа, мысли, и др.), проведены и.-е. параллели этого слова.

М.М. Маковский подробно раскрывает символику каждой буквы латинского алфавита. Остановимся на букве А: по мнению автора в написании этой буквы представлены два  мира исходящих из одной точки: один означает естественный свет, а другой – тьму, пустоту. Эта буква представляет собой треугольник – символ божества, вселенской гармонии и порядка, сцепления и человека как «антропоморфного символа Вселенной» (с. 70). Буква А – это единство противоположностей: начала и конца, бытия и небытия, верха и низа, внешнего и внутреннего ( там же).

Мистическое содержание происхождения завораживает читателя, потому что ни подтвердить, ни опровергнуть такую интерпретацию М.М. Маковского читатель не может. Другое дело, что можно опять задать автору вопросы: неужели алфавит тоже основан на и.– европейских культах? Ведь  в теоретической литературе говорится о том, что, например, в основу греческого алфавита был положен финикийский (там было 24 буквы). В основе любого алфавита лежит прагматика: сравнительно малым количеством знаков передать как можно больше информации. Так, греческая буква Аa (альфа) имеет простое объяснение: фин. алеф. «бык», поставленный вертикально, а финикийцы заимствовали свою букву из египетского иероглифа –  апис «священный бык».

Третья глава «Табуирующие элементы в начале слова (преформанты» (с. 237-246) включает в себя 174 случая, когда наряду с метафоризацией в качестве табуирующих маркеров используются вариативные формы слов – с преформантами и без них.

В заключении отмечу еще раз, что новая книга М.М. Маковского вызывает огромный интерес, т.к. понимаешь, что за ее содержанием стоит титаническая работа автора со словарями и теоретической литературой, богатое воображение автора и энциклопедические знания.

И хотя ни одна из гипотез происхождения языка не принята в современной науке, видимо, и гипотезу о его ритуальном начале, которую проповедует М.М. Маковский в своей книге, надо отнести к их числу. Думается, однако, что происхождение языка обусловлено коммуникативными и прагматическими целями. С этим вряд ли можно спорить.

Литература:

1.  Бидерман Г. Энциклопедия символов. -  М., 1996.

2.  Гамкелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы». Реконструкции и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. I, II.- Тбилиси, 1984.

3.  Мейе А. Введение в сравнительное изучение индо-европейских языков.- М.-Л., 1938.

4.  Сараджева Л.А. Армяно-славянские лексико-грамматические параллели. - Ереван, 1982.

5.  Сорокина Е.А. Индоевропейские истоки обращения в древнерусском и древнеанглийском языках.- Автореф. дис…. канд. филол.н.- Волгоград, 2001.