Гендерный аспект социально-философских категорий свободы и ответственности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Гендерный аспект социально-философских категорий свободы и ответственности

Гендерный подход позволяет рассмотреть уже известные социальные явления и категории под особым углом зрения, открывающим еще мало изученные их стороны и грани.

Категория гендера соприкасается и взаимодействует с целым рядом основных социально-философских категорий. Это, прежде всего, следующие категории: власть или социальная власть, свобода, социальная ответственность, толерантность, насилие, гармония, справедливость и равенство. В рамках данной статьи мы проанализируем, используя возможности гендерного подхода, категории свободы и ответственности.   

Свобода личности в самом общем виде может быть определена как осознанный, свободный выбор человеком линии своего поведения, выбор, выходящий за пределы наличной необходимости1. Теория и практика гендерных исследований  направлена против тех идеологий и общественных институтов, которые оправдывают насилие и дискриминацию по признаку пола, и тем самым покушаются на свободу индивидуума. Сам смысл понятия «гендер», заключенный прежде всего в идее о том, что человек участвует в создании социальной реальности, в идее конструирования пола, освобождает человека от жесткого детерминизма.

Кроме того, свобода должна рассматриваться как самоценность, основной принцип, с которым необходимо считаться независимо от того, сколько благ принесет ее осуществление, поскольку социальный оптимум определяется не через прирост благ, а лишь через свободу. Так, ценность свободы превосходит ценность обусловленных ею целесообразностей. Свобода должна пониматься как возможность приступить к действию и как условие деятельности, как условие осуществления ответственного поступка. Действие и выбор относятся к сущностным характеристикам человеческого2. Для того чтобы индивиды как свободные и моральные существа могли жить во взаимном согласии необходимо распространить принципы свободы, возможность выбирать не только на мужчин, но и на женщин, которые до недавнего времени были ограничены исключительно частным пространством дома, семьи.  

Категория свободы является многоплановой и многогранной в ее социально-философском аспекте.

Прежде всего, следует иметь в виду свободу экономическую, т. е. в значительной степени свободу от эксплуатации, которая, в свою очередь, не может быть сведена только к неравноправным отношениям между собственниками средств производства и лишенными таковых владельцами рабочей силы. Переход к патриархату, означавший, по выражению Энгельса, всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации - дискриминации половины человечества, ограничении прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т. д3. В рамках гендерного подхода были предложены теоретические концепции к анализу домохозяйства и разделению труда между мужчинами и женщинами, к гендерной дискриминации занятости, профессиональной сегрегации по признаку пола, гендерному неравенству в оплате труда  и пр. Гендерный подход способствовал не только объяснению уже сложившихся явлений экономической жизни, но и стимулировал реальные изменения на пути к экономической свободе женщин4.

В либерально-демократическом обществе крайне важна свобода

Похожие материалы

Информация о работе