Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Н.А., О.И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Авиационная эргономика и подготовка летного состава / Труды Государственного ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института гражданской авиации. – М.: Б.и., 1986.- Вып. 253. – С. 147 – 155.

* * *

УДК 159.9:629.735.072.4

,

ВИРТУАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

Настоящая статья посвящена проблеме так называемых виртуальных состояний в деятельности оператора.

Под виртуальными состояниями мы понимаем спонтанные, часто переживаемые как катастрофические, психологические события, которые обычно развиваются на фоне основного функционального состояния (хотя причинно и не связанные с ним) и которые, обладая значительной аттрактивностью (привлекательностью) и нуминозностью (заразительной силой), отвлекают на себя внимание оператора и начинают переживаться им уже в качестве основного состояния, способного заменить исходное рабочее. Отношение к таким спонтанным событиям-состояниям в различных разделах психологии весьма различно, как различно оно и в самой жизни. Так, в общей психологии, а также в психологии творчества или обыденной жизни переключение рабочего, функционального состояния в виртуальное может восприниматься не только как положительное, но и как ожидаемое или даже искомое. Таковы эвристические состояния в процессе творчества, именуемые вдохновением, или экстатические состояния в обыденной жизни (например, состояние влюбленности). В таких контекстах прекращение основного рабочего или жизненного процесса, предшествовавшего всплеску виртуального состояния, оценивается как допустимое. Иное дело - работа человека-оператора в условиях сложных технических систем и в реальном масштабе времени. Здесь отвлечение внимания от основного рабочего процесса - даже под впечатлением самого необычного состояния - совершенно недопустимо. А если виртуальное состояние все-таки овладевает человеком-оператором спонтанно, то он должен уметь преодолеть его, иметь внутренние резервы и навыки справиться с ним. Цель настоящей статьи - показать, что такие состояния действительно случаются в работе оператора и поставить вопрос о путях их изучения.

Сложность изучения виртуальных состояний заключается в том, что они являются динамической составляющей психических (функциональных) состояний, для которой еще не разработаны научные способы фиксации и анализа. Дело в том, что в настоящее время в инженерной психологии преобладает структурная трактовка понятия функциональности состояния. Но вместе с тем признается, что для изучения деятельности людей, работающих в сложных условиях и в реальном масштабе времени (летчики, космонавты, операторы РЛС и т.д.) представляют практический интерес не только структурные, но и динамические характеристики состояний, которые в настоящее время уделяется еще недостаточное внимание {1}, {2}.

Изучение этих динамических характеристик, на наш взгляд, становится возможным тогда, когда каждое функциональное состояние рассматривается с трех точек зрения:

- как целостная интенциональная (функциональная) характеристика оператора, обеспечивающая нормальное протекание его деятельности во внешнем (опредмеченном) плане и фиксируемая в нем с помощью какого-то предметного образа деятельности (в частности, посредством нормативно-методического описания);

- как результат устойчивого софункционирования различных психических функций, включенных в данное состояние и придающих ему определенные психические качества, переживаемые самим оператором по ходу выполняемой деятельности;

- как один из элементов возможного множества (пространства) состояний, доступных оператору при данном уровне профессиональной подготовки и его индивидуальных психофизиологических особенностях.

Соответственно, рассмотрение будет считаться динамическим, если изменение состояний анализируется и как переход от одного вида предметных действий (преобразований) к другим, и как смена режима софункционирования задействованных в нем психических функций, и как переход из одной точки пространства состояний в другую.

Изучение динамических характеристик функциональных состояний должно послужить углублению психологического содержания этого понятия, так как предполагает, что, помимо предметного (нормативно-методического) плана деятельности и обеспечивающего его софункционирования психических функций, к рассмотрению подключается еще и третий уровень - множество (или пространство) переживаемых в де6ятельности состояний. Очевидно, и смена состояний также должна стать предметом инженерно-психологического анализа. Отсюда возникает вопрос о способе анализа такого переживания.

В настоящей статье в качестве такого средства предлагается рассматривать самообраз человека-оператора, находящегося в процессе выполнения предметно-заданной деятельности и переживаемого адекватные ей функциональные состояния.

Для того, чтобы ввести понятие “самообраз” и раскрыть его инженерно-психологический смысл, следует остановиться на различии между оператором как профессиональной ролью (с предписанным ей составом предметных операций и функциональных состояний) и собственно человеком-оператором как целостным человеческим существом, берущим на себя исполнение этой роли и фактически исполняющим ее.

Нужно подчеркнуть, что все феномены, описываемые понятием “функциональное состояние”, пока в него не включен уровень самообраза человека-оператора, относятся исключительно к оператору-роли. При этом есть только одна направленность рассмотрения переживаний

Похожие материалы

Информация о работе