Вспомогательные приводы для вспомогательных приводов тепловозов и дизель-поездов

Страницы работы

Содержание работы

2.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИВОДЫ СТАНУТ НАДЕЖНЕЕ

Создана и опробована в работе упругая высокооборотная муфта для вспомогательных приводов тепловозов и дизель-поездов


Для привода вспомогательного оборудования теплово­зов и дизель-поездов (компрессоров, вентиляторов, вспомогательных электрических машин) в основном при­меняются упругие муфты с резиновыми вставками, рабо­тающие на сжатие или срез. В процессе передачи крутя­щего момента между упругими элементами и боковинами металлических гнезд, в которых они размещаются, появля­ются зазоры. Поэтому при наличии в системе моментов переменного знака рабочие поверхности этих деталей подвергаются быстрому износу. Особенно интенсивно из-

нашиваются упругие элементы и гнез­да в диапазоне 1500 — 3260 об/мин.

Чтобы увеличить продолжитель­ность службы приводов, разработана конструкция упругой муфты (рис. 1), где используется резинокордная оболочка (РКО) размерностью ЭМ320х80. В муфте отсутствуют за­зоры в цепи передачи крутящего момента. Она обладает рядом пре­имуществ перед существующими, в частности, большей надежностью, меньшими затратами на изготовле­ние, долговечностью, простотой об­служивания и др.

Базой для подготовки рабочих чертежей муфты и ее монтажа в кон­кретные приводы послужили автор­ские разработки муфты с резинокордными оболочками размерностью 580x130-14, 520x150, 500x130, 360x100 и 320x80, применяемые в главном и вспомогательном приво­дах тепловозов и дизель-поездов с гидропередачами.

Основной конструктивный узел в муфтах с резинокордными оболочками — узел крепления бортов оболочки во фланцах. Он должен передавать тройной номинальный крутящий момент без проскальзывания бортов. Были приняты следующие конструкторские решения, направ­ленные на оптимизацию этого узла:

- рассчитали и приняли наиболее приемлемый на­ружный размер фланцев;

-  в местах контакта наружных фланцев с утолщенной частью борта определили

Рис. 6. Упругая муфта:

1 — резинокордная оболочка ЭМ320*80; 2 — болт; 3 — стопорная проволока; 4 — разрез­ной фланец; 5 — наружный фланец; S1 — размер контроля деформации борта оболочки во фланцах; В — расчетный установочный осевой размер; М16 — размер для стяжки двумя технологическими болтами в осевом направлении при установке муфты; А — размер для установки штифтов

необходимое количество сквозных отверстий с радиусом их закругления со стороны контакта фланца, чтобы оптимально распределялись уси­лия сжатия при деформации бортов во фланцах;

- выбрали вариант покрытия поверхности фланцев — фосфатирование без промасливания;

- использовали технические характеристики резино­кордной оболочки, которые получили экспериментально, установили величины деформации ее бортов во фланцах. Так, расчетная деформация для муфты с резинокордной оболочкой ЭМ320х80 — 3,25 ± 0,25 мм, что составляет 4,6 ...5,3 мм от толщины S борта оболочки в свободном со­стоянии. При сборке величину деформации   контролируют по размеру S1 (см. рис. 6).

Для пяти видов вспомогательных приводов выполнен прочностной расчет муфты (см. таблицу). Определен ко­эффициент запаса прочности кр по разрыву нитей корда оболочки от двух основных нагрузок: номинального крутя­щего момента и действия центробежных сил.

Таблица……….….….….….….….….….….….….….….….….….…надо .….….….………….…

Результаты прочностного расчета упругой муфты для пяти видов вспомогательных приводов

Примечания: Мн — номинальный круятщий момент; Рм — нагрузка от номинального момента; Рц — нагрузка от центробежных сил; Кнм — количество нитей, воспринимающих нагрузку от Мн; Кнц — количество нитей, воспринимающих нагрузку от центробежных сил; Рнм — нагрузка на одну нить от Мн; Рнц — нагрузка на одну нить от центробежных сил; ∑PH — нагрузка на одну нить от суммы Рнм + Рнц: Кр — коэффициент запаса прочности по разрыву нитей корда от суммарной нагрузки.


Допускаемый коэффициент запаса прочности по разрыву нитей корда [кр] > 8. При этом учитывается, что в системе, кроме основных нагрузок, дополнительно действует момент переменного знака (от крутильных колебаний), равный 1/з от номинального. Для всех пяти приводов Кр > [кр]. Кроме того, в пользу надежно­сти муфт относятся принятые в расчете допущения: нити корда, призванные воспринимать нагрузку проти­воположно расчетной, не участвуют в передаче нагруз­ки; расчетную нагрузку не несут протектор и поверхно­стный слой резины.

Для проверки расчетных параметров в эксперимен­тальных условиях и реальной


эксплуатации изготовили три муфты. Они прошли испытания сначала на стендах лаборатории, затем были установлены взамен штатных в приводы компрессора (2 шт.) на тепловозе ТГМ4Б, а также генератора отопления (1 шт.) на автомотрисе АЧ2 (рис.7).

Рис. 7. Установка муфты с доработкой монтажа генератора отопления на автомот­рисе АЧ2:

1 — упругая муфта; 2 — штифт; 3 — фланец; 4 — шпилька с гайкой, шплинтом и шайбой Гровера; 5 — шайба с отгибными лапками; 6 — болт с шайбой и стопорной проволокой Примечание: детали А и Б — со штатной установкой


Три резинокордные оболочки ЭМ320*80 для муфт (в двух исполнениях с одина­ковыми геометрическим размерами, но разным порядком укладки элементов оболочки перед вулканизацией) выде­лило ЗАО «Петрошина» (г. Санкт-Пе­тербург). Основные технические харак­теристики данных оболочек: исполне­ние I — Мн = 90 кгс*м при nmax = 2200 об/мин; исполнение II — Мн = 90 кгс*м при nмах = 3260 об/мин.

Установка муфты на ТГМ4Б — вза­имозаменяемая со штатной по при­соединительным размерам и крепе­жу, разница только в осевом разме­ре. Штатный размер 124+3-2 при муфте с резинокордной оболочкой 320x80-88+3-2.

На автомотрисе АЧ2 одновременно доработали монтаж генератора. Под болты его крепления на гидропереда­че дополнительно установили шайбы с отгибными лапками. Для замены штатной муфты на новую с резино­кордной оболочкой ЭМ320*80 потре­бовалось изготовить фланец генера­тора и доработать фланец приводного редуктора, а также различный крепеж.

Получены следующие результаты испытаний. Сред­нее значение осевой жесткости — 12... 13 кгс/мм. Этот показатель оказывает влияние на осевые силы при вращении. Крутильная жесткость в диапазоне на­грузок от 30 до 90 кгс*м находится  в пределах  1450...1690 кгс-м/рад и используется для определения обра­зующихся на муфте усилий от крутильных колебаний во всем диапазоне частоты вращения.

Зависимость деформаций бортов оболочки от нагрузки имеет ярко выраженный нелинейный характер. Данную за­висимость учитывают при расчете узла крепления оболоч­ки во фланцах. Радиальная жесткость составляет 32 — 37 кгс/мм. Этот показатель используют при назначении точ­ности монтажа механизмов, соединяемых муфтой. Осевые силы при вращении зависят от установочного осевого размера муфты и чис­ла ее оборотов. Ми­нимальный ее осе­вой размер — 80... 82 мм. В этом слу­чае осевые силы при n = 3260 об/мин будут равны 120... 138 кгс.

Рис. 8. Запись процесса затухания колебаний, возбужденных ударной нагрузкой

Момент потери устойчивости My по­зволяет по одному из известных мето­дов определить для муфты с РКО номи­нальный момент Мн = 0,5Му. В частности, для муфты с РКО 320x80 его величина составляет: Мн =0 ,5 (223... 225) = 112,5... 127,5 кгс. Массу (т = 14,95 кг) и момент инерции (0 = 1,636 кг*см*с2) муфты использовали также при расчетах и конструкторской разработке. Относительное  демпфирование = 1,35... 1,45) установили, пользуясь записью процесса затухания колебаний (рис. 8), возбужденных парной нагрузкой, по формуле ψ = 2ln[φn/(φп+1)]. Параметр учитывали при расчетах по определению динамических нагрузок на муфте по системе двух масс. Стендовые испытания показали устойчивую работу муфт в  диапазоне частоты вращения от 0 до 3260 об/мин. Предполагаемый дефект — отслоение протектора от каркаса для муфты с РКО 320x80 исполнением I не обнаружили. В статическом и в режимах вращения подтвердились расчетные показатели. Получены дополнительные технические характеристики, необходимые для конструкторской разработки муф1 РКО. Эксплуатационные испытания муфт в приводах компрессора на ТГМ4Б и генератора отопления на автомотрисе 42 подтвердили их расчетную надежность в работе.

Рис. 9. Тяговая единица дизель-поезда ДЛ2 (а — схема, б — вид сверху):

1— дизель М787; 2 — муфта с резинокордной оболочкой 520x150; 2 — муфта с резинокордной оболочкой 520x150; 3 — гидродинамический привод вентилятора охлаждения; 4 — муфта втулочно-пальцевая; 5 — генератор отопления ГСО-120-4 (N = 120 кВт, nmax = 3220 б/мин); 6 — гидропередача ГП1050/211; 7 — муфта с резинокордной оболочкой 360x100 привода стартер-генератора; 8 — редуктор; 9 — электродвигатель 2Л2КУХ2 (N = 37 кВт, n = 1450 об/мин); 10 —упругая муфта с резинокордной оболочкой 360x100; 11 —компрессор ВУ-3,5; 2 — стартер-генератор 5ПСГУХЛ (N = 15 кВт, п = 2875 об/мин); 13 — втулочно-пальцевая муфта; 14 — маслоохладитель; 15 — вспомогательный генератор Кг-19 (N = 15 кВт). Примечание: муфты 2 — главный привод, 4, 7, 10 и 13 — вспомогательный


Муфта с резинокордной оболочкой ЭМ320х80 охва­тывает весь скоростной диапазон по частоте вращения во вспомогательных приводах тепловозов, дизель-поез­дов, автомотрис и других транспортных машин. В связи с ее преимуществом перед существующими муфтами она может быть единой для вспомогательных приводов, в частности, на дизель-поезда ДЛ2, где из-за отсутствия высокооборотной муфты с РКО установлены муфты различной конструкции (рис. 9), что усложняет их об­служивание в эксплуатации.

По результатам опытного монтажа трех муфт выявлена простота замены штатных муфт, а также их экономич­ность. Отработана конструкторско-техническая и эксплуа­тационная документация, которой можно пользоваться как в случае замены штатных муфт на тяговых единицах, так и при новых разработках.[3]

Похожие материалы

Информация о работе