Обмотки якорей электрических машин постоянного тока: Методические указания к выполнению индивидуального задания по дисциплинам «Электрические машины», «Электромеханика», страница 6

Изобразим такую секцию обмотки якоря, чтобы она располагалась на развернутой схеме не в виде фрагментов, а в полном изображении. Учитывая соотношение между шагами у и у1, этой секцией, в частности, будет секция, располагаемая активными сторонами в третьем и седьмом пазах. Изображаем наиболее удаленную лобовую часть этой секции, соединяя вверху сплошную линию трельего паза и штриховую седьмого паза. Эта лобовая часть, как и все остальные, должна быть изображена симметричной. Теперь необходимо присоединить секцию к таким коллекторным пластинам, чтобы соблюсти условие симметрии секции. Выполняя правило нумерации коллекторных пластин, левая клемма этой секции присоединена к коллекторной пластине с тем же порядковым номером. Поэтому нумерация коллекторных пластин начинается с пластины, получившей номер «три».

Правая клемма этой секции должна быть присоединена к одиннадцатой коллекторной пластине. Следующая последовательно соединенная секция левой клеммой присоединена к одиннадцатой коллекторной пластине и расположена левой активной стороной также в верхней части одиннадцатого паза. Правая активная сторона располагается в нижней части пятнадцатого паза (на расстоянии у1 от одиннадцатого паза) и присоединена ко второй коллекторной пластине. Это соответствует признаку левоходовой обмотки. Дальнейшие подобные действия продолжаются до тех пор, пока не будут размещены все 17 секций обмотки.

Делим схему обмотки якоря на полюсных деления. Проводим параллельные линии несколько большей длины, чем линии, изображающие активные части обмотки, но им параллельные. Расстояние между этими линиями равно полюсному делению t в пазовых делениях.

Главные полюса считаем нависающими над активными частями обмотки. Главные полюса изображаем в виде прямоугольников. Полярность полюсов должна быть чередующейся. Произвольно принято, что в левом крайнем полюсном делении действует южный главный полюс. Рядом – северный и т.д.

Направление вращения якоря произвольно выбрано справа налево, что подтверждается соответствующим направлением горизонтальной стрелки, расположенной над схемой.

Для генераторного режима работы машины постоянного тока определим направления ЭДС и токов в активных сторонах секций. Найдем на схеме обмотки такую секцию, которая имеет полное (не в виде фрагментов) изображение, и ее активные стороны расположены ближе к границам полюсных делений, чем у рядом расположенных секций. Анализируем состояние секций с полным изображением, начиная с секции, левая клемма которой подсоединена к третьей коллекторной пластине. Активные стороны этой секции расположены далеко от границ полюсных делений. Подобное можно отметить и относительно секции, подсоединенной левой клеммой к четвертой коллекторной пластине, но ее активные стороны уже более близко расположены к границам полюсных делений. Секция, подсоединенная левой клеммой к пятой коллекторной пластине, соответствует всем требованиям, чтобы быть взятой за исходную при расстановке щеток. Секция, подсоединенная левой клеммой к шестой коллекторной пластине, своими активными сторонами находится от границ полюсных делений уже не так близко.

Таким образом, ставим первую щетку, она полностью контактирует с пятой коллекторной пластиной. Расстояние до соседней щетки составляет t коллекторных делений, т. е. 4,25. Значит, между левыми (или правыми) краями соседних щеток, а также между их серединами, расстояние составляет 4,25 коллекторных делений. Расставляем полный комплект щеток. При определении полярности щеток можно воспользоваться следующим правилом. Для генераторного режима работы при вращении якоря по часовой стрелке под южным полюсом расположена щетка положительной полярности. Якорь на схеме обмотки имеет противоположное направление вращения, поэтому под южным полюсом щетка обладает отрицательной полярностью.

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  7.1. Перечислите основные типы обмоток якорей.

  7.2. Что называют обмоткой якоря?

  7.3. Как называют составляющие элементы обмотки якоря?

  7.4. Что такое секция обмотки якоря?

  7.5. Что называют активной стороной секции?

  7.6. Что называют лобовой частью секции?

  7.7. Какой паз называют элементарным?

  7.8. Какой паз называют реальным?

  7.9. Как изображают на развернутой схеме активные стороны секции?