Личность и установки. Развитие личности и социализация

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛИЧНОСТЬ И УСТАНОВКИ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА

• Дать общее определение личности.          ... ..-,

• Обсудить развитие личности и процессы социализации.

• Описать смысл отношений и их эмоциональные, информационные и понеденческие компоненты.

• Объяснить процесс формирования установок, функции, которые они выполняют, а также процесс их изменения.

• Проанализировать основные источники и следствия удовлетворенно-сти.трудом и преданности своей организации.

В настоящей главе рассматриваются когнитивные микропеременные: личность и установки {attitudes}. Эти два понятия часто используются для описания и анализа организационного поведения. В то же время, подобно когнитивным процессам, личность и ее установки достаточно сложны. Таким образом, цель настоящей главы — способствовать лучшему пониманию этих сложных свойств современных работников. Подобный анализ личности и установок является жизненно важным для изучения организационного поведения.

В первой части настоящей главы определяется и уточняется концепция личности. Следующая часть посвящена развитию личности (включая основополагающие теории Левинсона, Холла и Арджириса) и процессам социализации. В последней части главы рассматриваются установки — их природа и параметры. В заключении приводится детальный анализ двух установок, наиболее важных в сфере организационного поведения: удовлетворенности трудом и преданности организации.

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ

В течение многих лет исследователям не удается прийти к единодушному мнению относительно того, что такое личность. Разногласия по этому вопросу во многом связаны с тем, что в обыденной жизни и d науках о поведении личность определяется с разных позиций- Так, большинство людей отождествляют личность и успех к обществе (быть хорошим или популярным или быть «сильной личностью») и описывают личность одним, ведущим признаком (сильный, слабый или вежливый). Однако, если мы задумаемся над тем, что для описания личность с этих позиций может быть использовано свыше 4 тыс. слов, проблема определения окажется неразрешимой. Психологи подходят к проблеме определения с иных позиций. Например, описательный подход, используемый большинством людей, играет в психологии лишь второстепенную роль. Тем не менее ученые не могут прийти к единому определению личности, поскольку они рассматривают ее с разных научно-теоретических позиций. До тех пор пока существуют расхождения в теории, сохраняются и расхождения в вопросе определения.

Английское слово «личность» имеет интересное происхождение. Оно восходит к латинским словам persona, которые дословно можно перевести как «говорить сквозь». Латинский термин обозначал маски, в которых выступали актеры в Древней Греции и Риме. Это латинское значение особенно подходит для современного анализа личности. Общепринятое употребление слова подчеркивает ту роль, которую играет человек (актер) на публике. Академические определения больше указывают на человека (актера), чем на ту роль, которую он играет. Вероятно, наиболее эффективный подход к проблеме определения должен

Похожие материалы

Информация о работе