Диагностика конкурентной среды и выбор конкурентной стратегии

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Санкт- Петербургский государственный технический университет

  Факультет экономики и менеджмента

        Кафедра  «Финансы и денежное обращение»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Маркетинг

Тема: «ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ВЫБОР КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ»

Проект выполнил студент гр. Ф-11  ___________

                                                                подпись           (ФИО)

                    Проект принял  доц., к.э.н.                ___________ 

                                                     оценка, подпись         (ФИО)

Санкт- Петербург

2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ………………………..3

РАЗДЕЛ II. ЭТАПЫ РАБОТЫ………………………………………………..4

1.  Оценка состояния рынка………………………………….4

                          2. Оценка рентабельности…………………………………….4

                          3. Оценка интенсивности конкуренции по динамике и                           рентабельности рынка………………………………………………………….4

            4. Расчет рыночных долей фирм, вычисление средней рыночной доли и построение таблицы………………………………….5

                   5. Оценка интенсивности конкуренции по динамике рыночной доли………………………………………………………………….6

                  6. Расчет обобщенной характеристики интенсивности конкуренции…………………………………………………………………….7

                           7. Оценка степени монополизации рынка…………………7

                        8. Факторный анализ динамики рыночной доли……..…..9

                            9. Построение конкурентной карты рынка………………11

РАЗДЕЛ III. ВЫВОДЫ………………………………………………………...14

РАЗДЕЛ I. ЗАДАНИЕ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Цель работы: целью курсовой работы является освоение методов анализа конкурентной среды и выбора конкурентной стратегии предприятия.

Исходные данные:

вариант №5

NN

Фирма

Объем ресурсов на рынке в базовом году

Объем ресурсов на рынке в рассматриваемом году

Прибыль рассматриваемого года

1

Акация

100

100

20

2

Баобаб

180

200

15

3

Ветла

345

390

40

4

Граб

560

500

30

5

Дуб

220

60

5

6

Ель

250

250

20

7

Жасмин

280

300

20

8

Верба

300

300

45

9

Ирга

190

195

35

10

Калина

420

450

35

11

Липа

120

200

20

12

Миндаль

80

120

15

13

Каштан

345

290

40

14

Осина

560

300

30

15

Платан

120

165

25

16

Рябина

150

250

20

17

Сирень

180

210

20

18

Тополь

200

280

25

19

Клен

60

75

25

20

Фейхоа

120

110

35

21

Пихта

120

100

20

22

Сосна

180

120

45

23

Черемуха

340

400

40

24

Туя

360

30

10

25

Пальма

20

60

5

26

Эвкалипт

250

250

20

27

Фикус

180

210

20

28

Ясень

200

280

25

29

Ольха

90

70

5

30

Береза

400

400

35

РАЗДЕЛ II. ЭТАПЫ РАБОТЫ

1.  Оценка состояния рынка

         Для определения динамики рынка рассчитывается показатель динамики рынка (Tm) по объемам рынка на конце анализируемого и базисного периодов (V`m и Vm) и длительность периода (t):

 = (6665-6920)/6920 + 1 = 0,96   

В нашем случае t равно 12 месяцев. Такое значение показателя говорит о том, что рынок проходит состояние позиционного роста, стагнации и сворачивания.

2. Оценка рентабельности

Оценка рентабельности рынка (Rm) возможна, поскольку имеются данные о прибылях, которые имели или имеют конкуренты на данном рынке.

             В этом случае рентабельность может быть определена:

где: Pr - прибыль, полученная конкурентами в рассматриваемом периоде;

V`m - активы конкурентов на конце анализируемого периода;

T - длительность анализируемого периода, месяцев.

= 745/6665 = 0,112

3. Оценка интенсивности конкуренции по динамике и рентабельности рынка.

Показатель интенсивности конкуренции (Ut) рассчитываются по динамике рынка. Можно принимать, что если Tm > 1.4, то Ut = 0; при 0.7 < Tm < 1.4, Ut = (1.4 - Tm)/ 0.7; если Tm = 0.7, то Ut = 1. Показатель интенсивности конкуренции в данном случае характеризует остроту конкуренции, так при Ut = 1 конкуренция максимальна.

В нашем случае: Ut = (1,4 – 0,96)/ 0,7 = 0,63

Имея данные рентабельности, определяют коэффициенты интенсивности конкуренции по рентабельности (Ur). Если имеется неравенство 0 < Rm < 1, то Ur = 1 - Rm; а в случае Rm < 0, Ur стремится к 1.

В нашем случае: Ur = 1 – 0,112 = 0,888.

4. Расчет рыночных долей фирм, вычисление средней рыночной доли и построение таблицы.

Расчет рыночных долей фирмы, находящихся на рассматриваемом рынке осуществляется по данным о ресурсах фирмы и объемах рынка:

а) на конец базисного периода

б) на конец анализируемого периода

По полученным результатам строится таблица №1 распределения рыночных долей:

NN

Фирма

Рыночная доля на конец базисного периода

Рыночная доля на конец анализируемого периода

Изменение рыночной доли

 

1

Акация

0,0145

0,0150

0,0006

 

2

Баобаб

0,0260

0,0300

0,0040

 

3

Ветла

0,0499

0,0585

0,0087

 

4

Граб

0,0809

0,0750

-0,0059

 

5

Дуб

0,0318

0,0090

-0,0228

 

6

Ель

0,0361

0,0375

0,0014

 

7

Жасмин

0,0405

0,0450

0,0045

 

8

Верба

0,0434

0,0450

0,0017

 

9

Ирга

0,0275

0,0293

0,0018

 

10

Калина

0,0607

0,0675

0,0068

 

11

Липа

0,0173

0,0300

0,0127

 

12

Миндаль

0,0116

0,0180

0,0064

 

13

Каштан

0,0499

0,0435

-0,0063

 

14

Осина

0,0809

0,0450

-0,0359

 

15

Платан

0,0173

0,0248

0,0074

 

16

Рябина

0,0217

0,0375

0,0158

 

17

Сирень

0,0260

0,0315

0,0055

 

18

Тополь

0,0289

0,0420

0,0131

 

19

Клен

0,0087

0,0113

0,0026

 

20

Фейхоа

0,0173

0,0165

-0,0008

 

21

Пихта

0,0173

0,0150

-0,0023

 

22

Сосна

0,0260

0,0180

-0,0080

 

23

Черемуха

0,0491

0,0600

0,0109

 

24

Туя

0,0520

0,0045

-0,0475

 

25

Пальма

0,0029

0,0090

0,0061

 

26

Эвкалипт

0,0361

0,0375

0,0014

 

27

Фикус

0,0260

0,0315

0,0055

 

28

Ясень

0,0289

0,0420

0,0131

 

29

Ольха

0,0130

0,0105

-0,0025

 

30

Береза

0,0578

0,0600

0,0022

 

ИТОГО:

1,0000

1,0000

0,0000

Средняя рыночная доля:

0,0333

Анализ таблицы дает возможность выявить изменения в системе конкурентов за анализируемый период и составить список фирм, которые на данном рынке определяют основные тенденции бизнеса (рыночная доля более 0,5). Из таблицы видно, что основные тенденции бизнеса на этом рынке не определяет никто.

5. Оценка интенсивности конкуренции по динамике рыночной доли

         Интенсивность конкуренции (Ud), тем выше, чем ниже коэффициент вариации и рыночных долей на конец анализируемого периода:

для базового периода:

отклонение -  =

σ = 0,020

 = 1 – 0,020/0,0333 = 0,400 для анализируемого периода: отклонение -  =

σ = 0,0185

 = 1 – 0,0185/0,0333 = 0,444

Сравнивая два показателя можно сделать вывод о том, что конкуренция в анализируемом периоде, по сравнению с базовым, увеличилась.

6. Расчет обобщенной характеристики интенсивности конкуренции

Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции рассчитывается по данным показателей Ut, Ur, Ud, как среднее геометрическое этих показателей:

 

 = (0,63*0,888*0,444)1/3 = 0,628

Если бы найденная величина стремилась к 1, то это бы значило обострённую конкуренцию. В нашем случае её нет.

7. Оценка степени монополизации рынка

Оценка степени монополизации рынка осуществляется с учетом того, что степень монополизации рынка обратно пропорциональна интенсивности конкуренции. Для этого могут быть использованы четырех- или десятидольные показатели концентрации (CR4, CR10) и другие, которые применяются в мировой практике.

Кроме этого рассчитаем индекс Херфиндейла-Хиршмана (ИХХ):

где xi - доля i-ой фирмы на рынке, в %;

n - общее число фирм на рынке.

Таблица №2 для оценки степени монополизации рынка для базового периода:

NN

Фирма

Рыночная доля на конец базисного периода

CR1

CR2

CR3

CR4

Доля фирмы в процентах

1

Граб

0,0809

0,0809

8,09

2

Осина

0,0809

0,16

8,09

3

Калина

0,0607

0,2225

6,07

4

Береза

0,0578

0,2803

5,78

5

Туя

0,0520

5,2

6

Каштан

0,0499

4,99

7

Ветла

0,0499

4,99

8

Черемуха

0,0491

4,91

9

Верба

0,0434

4,34

10

Жасмин

0,0405

4,05

11

Ель

0,0361

3,61

12

Эвкалипт

0,0361

3,61

13

Дуб

0,0318

3,18

14

Ясень

0,0289

2,89

15

Тополь

0,0289

2,89

16

Ирга

0,0275

2,75

17

Баобаб

0,0260

2,6

18

Сирень

0,0260

2,6

19

Ссона

0,0260

2,6

20

Фикус

0,0260

2,6

21

Рябина

0,0217

2,17

22

Липа

0,0173

1,73

23

Платан

0,0173

1,73

24

Фейхоа

0,0173

1,73

25

Пихта

0,0173

1,73

26

Акация

0,0145

1,45

27

Ольха

0,0130

1,3

28

Миндаль

0,0116

1,16

29

Клен

0,0087

0,87

30

Пальма

0,0029

0,29

ИХХ = 447,48

Из таблицы видно, что поскольку CR4 < 0,75, то рынок не монополизирован

Похожие материалы

Информация о работе