Русский язык и культура речи: Учебно-методические материалы (Тематический план лекций, перечень заданий к каждой теме, основные понятия курса, варианты заданий к контрольной работе)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Читая вслух  информационное сообщение, подчерните интонацией по очереди каждое слово в нем. Обратите внимание, как изменяется при этом смысл предложения. Повторите эту фразу с интонацией вопроса, восторга, недоумения, любопытства.

Композитор и дирижер успешно выступили в филармонии.

3. Какой смысл заключен в данных предложениях: сообщение информации, побуждение к действию или отрицание?

1)  Почему мы что- то должны усваивать! Я не боюсь сказать правду!

2)  Зачем извиняться? Лучше не допускать более неблаговидных поступков.

3)  Какой я артист? Я просто поклонник сцены.

4)  Малые дети. Что с них возьмешь?

5)  Разве история детской литературы в отрыве от истории мировой литературы? Подумайте.

3. Разучите скороговорки, используя  методику «диктовки», с последующим ускорением темпа..

1)  В Чите течет  Читинка.

2)  Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

3)  Меланья - болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

4)  Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

5)  От топота копыт пыль по полю летит.

6)  Все бобры добры для своих бобрят.

7)  Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

4. Прочтите стихи четко, немного скандируя слова, делая заметное ударение на каждом слоге, не теряя при этом целостности, слитности мысли.

Помните, что каждое слово (или группа слов), стоящее на одной строчке - ступеньке поэтической лесенки, отделяется от другого паузой. Следите за точной фокусировкой всех гласных на кончиках губ.  Четко произносите каждый согласный звук.

На новом                                                                       Я будто

радиусе                                                                        еду

У рельс                                                                          Путем метро                                                                             сквозным

Я снова                                                                          В стихи радуюсь,                                                                        к поэту,

Здесь                                                                              На  встречу так светло!                                                                      с ним!

                                                            (С. Кирсанов «Станция «Маяковская»)

Литература

1.  Андроников И.Л. Избранные произведения в 2-х томах, т.2: Первый раз на эстраде; горло Шаляпина; Ошибки Сальвинии / И.Л. Андроников. – М.: Художественная литература, 1975. – 366 с.

2.  Максимов В.И. Русский язык  и  культура речи: учебн. для  вузов / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Л.В. Сретенская, под ред. В.И. Максимова. - М.: «Гардарики», 2002. – 411 с.

3.  Максимов В.И. Русский язык и  культура речи: практикум / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Л.В. Сретенская, под ред. В.И. Максимова. - М.: «Гардарики», 2000. – 310 с.

1.3 Тема 3.  Невербальные (несловесные) средства общения

Понятия: мимика, поза, жесты. Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические. Правила пользования жестами и правила их чтения. Рекомендации по использованию жестов с целью расположения собеседника.

Основные понятия темы: Невербальные, вербальные средства общения. Мимика.  Жесты: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические. Пауза.

Задания

1. Какие  эмоции, закрепленные фразеологически как общезначимые знаки – жесты, переданы в выражениях:

Схватиться за голову; указать на дверь; стать столбом; хлопнуть себя по лбу; почесать в затылке; сжать губы; стукнуть кулаком по столу; бить себя в грудь; развести руками;  пожать плечами; повернуться спиной; подать руку, показать нос; замахать руками.

Однозначны ли эти фразеологизмы?

Однозначны ли сами движения и эмоции, передаваемые ими? Представляются вам эти движения  - жесты общечеловеческими или сугубо национальными? Какие и в какой мере?

2. Вспомните, в каких случаях возникают изобразительные жесты? Попробуйте с их помощью показать:

Винтовая лестница, петля, молоток, веник, плоскогубцы, пишущая машинка, крокодил, щупальца, подушка, губная помада, скрипка, вентилятор, арбуз.

3. Определите вид и функцию жеста в следующих ситуациях:

Машинка шьет зигзагами (жест в воздухе указательным пальцем налево, направо).

Есть ли у вас дырокол (жест -  движение сжатой правой руки).

Стричь надо коротко («ножницы» пальцами правой руки).

Его надо держать крепко, а то разболтается (жест сжатого кулака).

Полюбуйтесь-ка на него (жест вытянутой ладони).

4. К высказываниям подберите соответствующие им жест, определите их.

Все это не для меня. И сверху и снизу. И те и другие. Пусть это станется между нами. Избавьте меня от этого! Такая неразбериха.

Литература

1.  Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс делового общения  и ораторского мастерства /В.И. Андреев. - М.: «Народное образование», 1995. – 207 с.

2.  Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 287 с.

3.  Виноградов С.И. Культура русской речи: учебн. для вузов/ С.И. Виноградов, Л.К. Граудина, В.В. Карпинская; под ред. Л.К. Граудиной, В.Н. Ширяева. – М.: Норма-Инфра-М, 1998. – 549 с.

1.4 Тема 4.  Понятие и виды речевой деятельности

Понятие «речевая деятельность». Основные признаки, структура речевой деятельности. Виды речевой деятельности: активные, пассивные (говорение, письмо, слушание, чтение.

Основные понятия: Речевая деятельность. Говорение. Письмо. Слушание: глобальное, детальное, критическое, некритическое, рефлексивное, нерефлексивное, информативное, фактическое. Чтение: просмотровое, критическое, некритическое, сознательное

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
198 Kb
Скачали:
0