Динамика самосознания у студентов юридического факультета в ходе профессиональной подготовки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агенство по образованию Российской Федерации

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Кафедра педагогики и педагогической психологии.

Курсовая работа

Динамика самосознания у студентов юридического факультета

в ходе профессиональной подготовки.

Научный руководитель:  канд. психол. наук, доцен

__________ 

"___" _____________ 2006 г.

Исполнитель:

студентка 3 курса

___________ А.

"___" ______________ 2006 г.

Содержание.                               Стр.

Введение.

I. Теоретический анализ самосознания.

1. Сущность понятия самосознания.

2. Функции самосознания.

3. Виды самосознания.

4. Генезис самосознания.

5. Влияние процесса обучения в ВУЗе на формирование профессионального самосознания.

6. Особености правосознания юристов.

II. Экспериментальная часть.

1. Обоснование  выбора методик исследования.

2. Представление и анализ полученных результатов.

Выводы.

Заключение.

Введение.

В последние годы в мировой психологии возрос интерес к психологическим вопросам самосознания, я-образа и социальной идентичности. Повышенный интерес к этим вопросам отражается в возрастной и педагогической психологии, в социальной психологии, в психологии личности. С. Л. Рубинштейна о месте самосознания в исследовании личности: «один из важнейших, завершающих вопросов, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как „я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца».[   ]

Практические направления психологии (терапия, воспитание) также не могут обойтись без углубления представлений об этой динамичной, когнитивно-эмоциональной подсистеме личности.

В психологических исследованиях вопросы я-психологии оставались до недавних пор малоизученными и фрагментарными. Это частично объясняется тем, что в данной области научных исследований немало сомнительных или дискуссионных традиций и подходов (наследие глубинной психологии,   тенденции   гуманистической   психологии). Следует, однако, отметить, что в последнее время  психологи все решительнее указывают на необходимость проведения всесторонних научных исследований в этой области и уделяют большое внимание рассмотрению полученных до сих пор результатов и научных позиций. Несмотря на то, что в этих работах содержатся чрезвычайно важные теоретические разработки и отправные точки для дальнейших,  более  углубленных  исследований,  вырисовывающаяся картина еще не богата новыми научно-экспериментальными результатами.

Положение затруднено еще и тем, что в западной психологии данная область научных исследований обременена конфликтами понятий и взглядов. В американской психологии такие понятия, как эго, я, идентичность, социальная идентичность употребляются, толкуются и соотносятся довольно смутно и произвольно.

Такое же положение сложилось в и немецкой психологии. Но, кажется, в настоящее время и у нас мало кто взялся бы выяснить и определить точное содержание и четкие взаимосвязи круга таких понятий, как «я», «я-образ» «самосознание»,  «идентичность», «социальная идентичность». Здесь еще предстоит большая теоретически работа для психологов.

А если иметь в виду важность относящихся сюда явлений, как в плане индивидуальной социализации (онтогенетическое развития), так и в плане развития некоторых аспектов общественного сознания (например, национальной и этнической идентичности, идентификации с профессией, полом и сверстниками), оказывается, что у нас есть все основания уделить большее, чем до сих пор, внимание вопросам я-психологии.

Цель исследования: проследить динамику самосознания у студентов І и IV курсов юридического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

Задачи:

1.  Провести теоретический анализ  поблемы самосознания.

2.  Провести сравнительный анализ самосознания студентов І и ІV курсов юрид. факультета.

Общая гипотеза: В ходе профессиональной подготовки у студентов юрид. факультета меняются содержательные характеристики самосознания.

Данная общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:

1. Мотивационный компонент самосознания у студентов I и IV курсов имеют различную направленность.

2. Показатели по шкалам самоотношения методики В. В. Столина имеют разный уровень выраженности у студентов I и  IV курсов.

3. Особенности структуры деятельности различны у студентов I и IV курсов.

4. Компонентный состав самосознания имеет различия у студентов I и IV курсов.

5. Студенты IV курса будут иметь более высокий уровень социально - психологической адаптации, чем студенты I курса.

Практическая значимость нашего исследования  в том, что выявление  динамических характеристик  самосознания, позволит нам  положительно воздействовать на них повлиять, в целях повышения оптимизации учебного процесса в ВУЗе.

Литературный обзор по проблеме.

Как уже говорилось выше, сегодня по данной проблеме не существует удовлетворительной общепринятой концепции и основанного на ней языка теоретических понятий, позволяющих описывать процессы мышления, протекающего в контексте различных форм и состояний сознания и самосознания.

Вот лишь несколько определений понятия «самосознания»:

1.  Самосознание – это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. [   ]

2.  Самосознание – основа формирования умственной активности

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
3 Mb
Скачали:
0