Типологический подход. Стратегия исследования типологического подхода

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Личность – носитель, источник ценностей, самоценность. Дифференциация, фиксирующая реальность разнообразия психических личностно-ценностных складов разных людей, образовавшихся в разных условиях жизнедеятельности. С этой целью Рубинштейн С.Л. включает в контекст жизнедеятельности субъекта этическое направление его отношений к миру, людям, себе.

В дискуссиях по проблемам этики намечается 2 направления:

1.  требует разграничения абстрактных и конкретных ценностей

2.  тождества между абстрактными (вечными) ценностями и конкретными имеются в реальных ситуациях определенный слой ценностных отношений людей, представляющих основу ценностного самоопределения. Эти отношения характеризуются не столько категориями добра и зла, сколько семантикой общества отдельных групп, синтезом значений, т.е. типичные для общества ценностно-практические формулы, в которых выражаются ценностные соотношения, цели, средств, главного, второстепенного. В этих формулах ценности представлены единым смысловым комплексом (кодекс чести, различные словосочетания).

На индивидуальном уровне личность сталкивается с рядом противоречивых ценностных формул: что происходит, если при реализации своего потенциала личность включается в чуждые ей отношения.

На уровне личности эти противоречия есть задачи, складывающиеся  объективно и формулируемые субъективно. Субъект делает выбор, каким образом это противоречие разрешить. Однако выбор всегда имеет нравственную основу, и потому личность должна сначала нравственно подняться над ситуацией. Нравственный выбор делается не из равновеликих альтернатив, а из созданных личностью новых смысловых отношений, на основе чего преобразуется ситуация.

Критериями типологизируются:

а) нравственные усилия, которые совершает личность

б) ее достижения – ценностно-нравственные отношения.

в) механизмы, которые обеспечивают достижение при решении нравственных задач. Одним из них является ответственность и самостоятельность, выраженный Я-самоконтроль.

Типологизация ответственности личности в разном возрасте определяет роль семьи, школы, вуза в ее развитии, как основных факторов самостоятельности. В студенческом возрасте появляются несколько профилей ответственности.

В обществе таким образом происходит постановка нравственных проблем без достаточной правовой компетентности, которые ставиться и решаться могут только ответственными людьми. Развитая ответственность связана со свободой принятия решения, тип нравственный.

Тип безнравственный побуждается противостоянием другим людям, обществу, тип индивидуалиста.

Развитие личности соотносится  с условиями ее жизнедеятельности, тип коллективиста.

Уровень пространственного поля локализуется в сенсорных центрах коры или пирамидных кортикальных полях. Он является ведущим для целевых переместительных движений, ходьбы, бега.

Уровень предметных действий локализуется в левой нижнетеменной области, осуществляет смысловое предметное действие, трудовые процессы, связанные с изменением, устную и письменную речь.

Уровень смысловой координации устной и письменной речи локализуется в коре больших полушарий.

Стратегия исследования типологического подхода

Предмет исследования выделяется в соответствии с поднятой проблемой и поставленной целью.

Цель:

1.  оптимизация функционирования личности, деятельности, психологического развития личности.

2.  гармонизация, поиск соответствия тех или иных структур (личности, деятельности, нахождение их конгруентности).

3.  выявление закономерных функций проявления качеств, отвечающих оптимальному направлению их развития.

Закономерности типологического подхода есть не только закономерности развития личности, закономерности профессиональной деятельности, но и закономерные связи личности и деятельности, содержащие механизм их соотношения.

Закономерности открываются в результате конкретного исследования, вскрывают функции сознания в деятельности (проектирующие, регулирующие).

Предметом исследования являются связи между самостоятельными системами, отвечающие критерию оптимальности.

Стратегия исследования типологического подхода предполагает наличие моделей, которые включают реальные и идеальные (оптимальные) связи систем как вида организации целого, включающая как свойства целого так и свойства составляющих систем, их сущностные характеристики, механизмы, уровни, модели, связи позволяют выделить факторы, оптимизирующие или препятствующие этой связи, например, выделены способы саморегуляции психических состояний: общение, пассивный отдых, сон, юмор, размышление.

Каждый фактор приоритетный для каких-то типов личностей (интра-экстравертированность).

У одного типа личности оказалось преобладающим свободное субъективно-инструктивное отношение к концепции как продукту творчества – фактор собственного творчества.

Второй тип дал позицию интеллектуального подчинения авторитету.

Среди эмпирических методов можно выделить иерархию

1.  Эмпирические процедуры:

·  констатирующие

·  измерительные

·  изменяющиеся

·  прогнозирующие

2.  Эмпирические схемы исследования, устанавливающие последовательность эмпирических процедур и рассматривающие системы, между которыми выявляются связи:

·  социально-психологические

·  психофизиологические

·  личностные

·  социальные, профессиональные

3.  Математические модели и математические методы установления связи, зависимости, уровней

4.  Методы типологизации и классификации

5.  Лонгитюдные методы

I.  Констатирующие методы

-  личностные особенности

-  психические состояния

-  способности, интеллект

-  психофизиологические состояния

-  жизненный путь, биография

Диагностические методы, выделяющие личностные новообразования

-  диагностика ПВК по В.Д. Шадрину

-  профессионально-целевая диагностика ценностей Рокича,           В.А. Пономаренко

-  диагностика успешности тренинга, обучения

-  экспертиза компетентности Л.А. Петровская

II.  Развивающие методы, изменяющие процедуры

-  метод самосовершенствования, саморегуляции

-  методы духовного совершенствования

-  методы личностного роста

-  рефлексивные методы

-  аутотренинги саморегуляции эмоциональных состояний

-  игротехники

-  НЛП, расширение сознания

III.  Субъектно-деятельностное направление методов

-  Профессиограммы (информационные, моделирующие, констатирующие, аттестационные, обучающие)

-  Психосемантическое дифференцирование

Принцип прогрессивной материализации психических функций

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
99 Kb
Скачали:
0