Проектирование трехмерных твердотельных моделей в программе Autodesk Inventor (Отчет по курсовой работе), страница 3

Для шатуна и нижника необходимо построить два вкладыша. Построение двух вкладышей будет отличаться только построением начального эскиза. Если посмотреть на рис.12 , то можно видеть, что нижняя плоскость шатуна находится под углом к горизонтальной плоскости, угол составляет α=50°. Вкладыш относящийся к шатуну точнее его эскиз будет находиться под некоторым углом  α=50°, следовательно эскиз (1) будет иметь вид показанный на рис.17.

Рис.17. Эскиз вкладыша шатуна.

Проводим выдавливание зскиза вкладыша шатуна. Окончательный вид показан на рис.18.

Рис.18. Вкладыш шатуна.

При построении эскиза (2) вкладыша для нижника шатуна необходимо, чтобы его плоскость совпадала с горизонтальной плоскостью. Эскиз вкладыша нижника показан на рис.19.

Рис.19. Эскиз нижника

После построения проводим его выдавливание рис.20.

Рис.20. Вкладыш нижника.

8.  Проектирование заглушек для коленчатого вала

В коленчатом вале двигателя применяются заглушки для закрытия технологических отверстий. Для коленчатого вала в нашем случае, нужны только 2 заглушки. Т.к они абсолютно одинаковые необходимо построить только одну.

На 2D плоскости вычерчиваем эскиз в виде кольца и выдавливаем его рис.21. 

Рис.21. Окончательный вид заглушки

8. Проектирование коленчатого вала двигателя

Построение коленчатого вала двигателя осуществляется постепенным выдавливанием отдельных частей модели.

Общий вид коленчатого вала рис.22.

Рис.22. Общий вид коленчатого вала.

При построении всех деталей кривошипно-шатунного механизма были подобраны истинные размеры деталей. Например, для поршня основные размеры брались из таблицы основных конструктивных соотношений.

9. Проектирование болта и шайбы.

Зная основные размеры болта и шайбы строим болт и шайбу. Рис.23

 

Рис.23. Болт и шайба

10.Сборка

После того, как все модели построены, можно приступать к сборке. При сборке следует учитывать последовательность соединения деталей кривошипно-шатунного механизма - это повлияет на степень подвижности всех деталей.

Как известно, сборку можно проводить сразу в одном файле соединяя детали последовательно друг с другом, но в этом случае возникает проблема о степени подвижности деталей.

Нам придется разбить сборку на 3-этапа. С начало соединим некоторые детали в отдельном файле сборки, а потом откроем их в главном файле. 

1. В 1-ом (отдельном) файле собираем шатун, втулку, палец и вкладыш Рис.24.     

Рис.24.Сборка отдельных частей деталей

2. В 2-ом файле собираем нижник с вкладышем. Рис25

Рис.25. Сборка нижника и вкладыша

3.После сборки в отдельном файле деталей открываем главный файл сборки и соединяем как отдельные части деталей, так и заранее собранные. Открываем в сборке файл коленчатого вала и начинаем собирать на него детали.

1-й файл рис.24, 2-ой файл рис.25.  На нижник собираем шайбы и болты. На палец (неправильная сборка), но правильно с точки зрения подвижности деталей надеваем поршень. В переднюю и заднюю части коленчатого вала запрессовываем заглушки в технологические отверстия. Рис.26.   

    

Рис.26. Окончательный вид сборки

Параметризация моделей.

В нашем случае придется параметризировать полностью или частично модели. После того как мы построили поршень, было объяснено, как проводить его параметризацию,в таблице параметров была загружена таблица Exsel.

Полностью параметризированные модели

Поршень является полностью параметризированным, т.к. все го размеры dN(n) являются связанными. Полностью являются параметризированными поршень, поршневой палец, втулка и вкладыши.

Для полностью параметризационных моделей параметризацию проводим аналогично поршню, загружая одну и туже таблицу Exsel в таблицу параметров.

Частично параметризированные модели

Частично параметризированными относятся коленчатый вал, шатун, нижник, т.к. только несколько размеров в таблице параметров участвуют в параметризации. Рассмотрим  поподробней.

Коленчатый вал параметризирован только по двум размерам в таблице параметров это диаметр коренного и шатунного подшипника.

Шатун параметризирован по внутренней и наружной части верхней бобышки, внутренний d под втулку поршневого пальца,  а наружный для сохранения конструктивных соотношений. Нижняя половина бобышки параметризирована на изменение внутреннего d под вкладыш подшипника.

Нижник шатуна параметризирован изменение d под вкладыш.

Примечание: Для каждой частично параметризированной модели необходимо зафиксировать соответствующий размер в таблице параметров и связать его с таблицей Exsel.

Изменение сборочной модели

После того, как каждая деталь (модель) связана с таблицей параметров, в сборке можно изменить все зависимые размеры. Необходимо только в таблице параметров Exsel назначить( изменить) начальные размеры. Таб.2.

Например, начальный радиус поршня из таб.2 был равен e=60мм назначить его равным e=65мм, диаметр пальца назначить равный d=45мм равным d=50мм & диаметр шатунного подшипника изменить на u=84мм. После этого сохранить и закрыть таблицу Exsel. Зайти в c сборочный  файл Autodesk Inventor и нажать на кнопку Update. После этого на экране изменятся все зависимые размеры а, следовательно, и сборочная модель.